водный поход
Эл. почта
Пароль

Как нельзя ездить на сплав или пособие по технике безопасности в водном туризме.

Недавно наткнулся на рекламную информацию от одной из туристических компаний, занимающихся организацией сплавов. В призыве к майскому сплаву в Карелии были фотографии, где туристы проходят пороги на катамаране, не оборудованном упорами, без неопрена, без касок!!!

Мало того, что такая «технология» сплава дискредитирует весь коммерческий туризм в целом (ведь эту картину наблюдают опытные туристы, каякеры), учит «порочной» технике сплава новичков, так еще и представляет реальную опасность для здоровья и жизни клиентов компании.

Возникла идея написания небольшого пособия по технике безопасности для новичков в водном туризме, минимальный набор вещей, который следует соблюдать на сплаве и при выборе туроператора.

Часть I. Снаряжение.

1. Каска.
Если на реке есть пороги, каска должна быть обязательно. И точка. И не важно, какой категории сложности пороги на реке, даже если это Шуя или Чирка-Кемь. Каска предохраняет вашу голову от соударения с камнями, рамой катамарана в случае киля и т.д. В случае потери сознания вы попросту утонете. Также обратите внимание на то, чтобы каска была оборудована застежкой, не дающей ей слететь с головы. Если у вас нет каски или вам ее не выдали в турфирме – откажитесь от прохождения порогов.

2. Упоры.
Если на реке есть пороги, катамаран, на котором вы сплавляетесь, должен быть оборудован упорами. Если они отсутствуют, то вы не сможете должным образом управлять катамараном, так как не будет возможности развить нормальное усилие при гребке. Также без упоров в порогах у вас очень велик шанс выпасть и пойти самосплавом, что также является достаточно опасным мероприятием, особенно в отсутствие каски (см. предыдущий пункт), а также недостаточной или отсутствующей страховки для данного порога. Катамаран, не оборудованный упорами, скорее подходит для хождения по озерам или рекам без порогов.

3. Личная сплавная одежда.
Отправляясь на сплав, подумайте о том, как вам не замерзнуть. В июле и августе в Карелии, несмотря на летнюю погоду, вода в реках все равно достаточно прохладная. И хоть и допускается сплав без гидрокостюма по несложным речкам, но тем не менее вам будет куда комфортнее в неопрене или сухом гидрокостюме. Что касается майских праздников в Карелии, то сплав без специального снаряжения становиться не только некомфортным, но и опасным для жизни. При попадании в ледяную воду очень быстро наступает переохлаждение организма, что, в свою очередь, может привести к летальному исходу. Если вы собираетесь сплавляться по горной реке Кавказа, Алтая или Саян, то необходимость неопренового или сухого гидрокостюма в холодной воде, думаю, объяснять вам уже не надо.

4. Спасжилет.
Спасжилет на воде должен быть обязательно! И не важно, насколько хорошо вы умеете плавать. Главная задача спасжилета заключается в том, чтобы вы оставались на поверхности и соответственно могли дышать. Особенно важен спасжилет в пороге! Также хотим отметить, что спасжилет для сплава на катамаранах должен быть оборудован паховыми ремнями, которые не позволят ему задираться вверх, так как в этом случае он ограничивает вам обзор и перестает держать на воде. Для сплава до 3 категории сложности допускается применение «пеночного» спасжилета, от 3 категории и выше мы рекомендуем сплавляться в надувном спасжилете. Здесь мы не говорим о дорогих и качественных каякерских спасжилетах с пенным наполнителем – это отдельная тема. Также не забывайте, что объем спасжилета должен быть правильно подобран по весу!

Ознакомиться со снаряжением, используемым на турах компании "Эксперт Ривер" можно по ссылке http://expertriver.ru/sights/snaryazhenie.html

Тщательно отнеситесь к подбору экипировки перед сплавом, выясняйте заранее, что за снаряжение вам будет выдавать турфирма – это поможет избежать вам излишних рисков на сплаве, чувствовать себя комфортно и безопасно.

Часть II. Плавсредство.
 
Прежде чем совершить свой первый сплав, выясните у турфирмы на каком плавсредстве Вы будете сплавляться. Здесь мы не будем рассматривать разницу между рафтом и катамараном, для этого у нас есть отдельная подробная статья http://expertriver.ru/sights/katamaran.html. Скажем лишь, что для спортивного сплава наш выбор – катамаран. Поставим вопрос по-другому. На каком катамаране Вам предлагают сплав?

Существуют 2-ух местные (к-2), 4-ех местные (к-4), 6-ти местные (к-6) и даже 8-ми местные катамараны (к-8).

К-2
Катамаран 2-ка
– это спортивное судно. Он самый маневренный среди остальных катамаранов, но также и самый легкий и наименее устойчивый, что в случае ошибок со стороны экипажа может приводить к его перевороту в порогах. Сплав на к-2 подойдет Вам, если Вы уже имеете неплохой опыт сплава по рекам и готовы идти на судне без инструктора, так как туроператор чисто физически не может посадить на каждую 2-ку по инструктору. Учитывайте, что Вам полностью придется отвечать за свой борт, как в порогах, где нужны правильные, своевременные действия, так и на плесе (участках спокойной воды), где Вы окажетесь на своем борту единственным гребцом. Рассчитывайте свои силы! Также к-2 позволяет не ставить на катамаран палубу, разместив вещи на баллонах впереди гребцов, что также является несомненным плюсом, так как в случае переворота, Вы без дополнительных препятствий сможете выбраться на катамаран.

К-4
Катамаран 4-ка
– тоже спортивный вариант сплава. В отличие от 2-ки обладает меньшей маневренностью, но большей устойчивостью. Прощает больше ошибок при прохождении порогов, чем К-2. Сплав на 4-ке будет проходить с капитаном-инструктором. Также позволяет размещать вещи на баллонах между гребцами, что положительно сказывается на безопасности сплава. К-4 – это отличный выбор для спортивного коммерческого похода, если Вы хотите чему-то научиться!

К-6
Катамаран 6-ка.
Обычно – это та же 4-ка, только вместо вещей на баллоне между гребцами устанавливают дополнительно 2 сидушки и сажают на них еще 2-ух гребцов. В данной ситуации без палубы уже никак не обойтись. Мало того, что вещей попросту больше из-за количества народа на судне, так их еще и некуда класть, кроме как сооружать палубу в середине судна. Это первый минус 6-ки. Второй – это то, что грести вшестером не удобно, мало места, часто туристы мешают друг другу при гребле. Ну и третий минус – это то, что катамаран становится очень тяжелым, соответственно неповоротливым, плохо управляемым и с низкой осадкой в воде, что приводит к частым повреждениям шкуры и баллонов катамарана об острые камни и другие препятствия. Все эти минусы также плохо отражаются на опыте туристов, который они могли бы получить, сплавляясь на более спортивных К-2 и К-4. Зато использование К-6 позволяет сильно сэкономить турфирме и повысить рентабельность туров. Для обслуживания одного и того же числа туристов требуется меньше инструкторов и меньше плавсредств, что означает экономию на зарплате, питании, транспортировке, износе снаряжения и т.д. Многие туристические компании сейчас разделяют в прайсах на туры цены на один и тот же маршрут в зависимости от выбранного туристами плавсредства. Обращайте на это внимание при сравнении цен на аналогичные маршруты у разных туроператоров.

К-8
Данный вариант судна подойдет только для «матрасного» похода без порогов. От категорийных походов на К-8 лучше отказаться.

С выбором кол-ва мест на катамаране, надеемся, все более менее ясно. Теперь стоит спросить, что за модель катамарана?

По своему типу катамараны бывают спортивные и туристические. Туристические подходят для некатегорийных маршрутов. Спортивные – наоборот.  У спортивных, как правило, более качественные и прочные материалы шкуры, баллонов и рамы. Также зачастую они отличаются принципом крепления рамы к баллону и сборки самой рамы. У одного и того же производителя, как правило, есть и туристические и спортивные модели.
Если Вы идете в некатегорийный поход на туристическом катамаране, то, кто является производителем судна, уже не так важно, главное, чтобы судно было в хорошем состоянии. А вот если это спортивное судно, то постарайтесь узнать, какой фирмы катамаран и как называется его модель. Если катамаран собственного производства, то стоит задуматься. Обычно они не самого лучшего качества, и изготавливаются самостоятельно, прежде всего из желания сэкономить. Существует достаточно много производителей катамаранов, попробуем перечислить наиболее известных из них:
Raftmaster
Raftservis
Triton
Белрафт
Кулик
Стриж
K2red
Трэкс (катамараны стерх)
Не будем здесь описывать плюсы и минусы каждого из них, узнав фирму и модель, вы сможете без труда почитать о катамаране как на сайте производителя, так и просто отзывы в Интернете.

Часть III. Инструктора.
 
1. Количество инструкторов.
Узнайте количество туристов в группе и количество инструкторов на эту группу. Соотношение должно быть не больше чем 5 к 1. На сложных маршрутах желательно меньше. Маленькое количество инструкторов на большую группу плохо сказывается как на безопасности маршрута, так и на распределение обязанностей в группе. Некоторые туроператоры вводят на коммерческих маршрутах дежурства среди туристов по приготовлению пищи, заготовке дров и т.д. Это порочная практика, с нашей точки зрения.

2. Опыт инструкторов.
Постарайтесь выяснить, на каких реках и в каких регионах имеют опыт сплава те инструктора, которые отвечают за проведение тура. Инструктора всегда должны иметь некий запас опыта сплава по рекам более высокой категории, нежели та река, на которую вы с ними идете. К сожалению, в последнее время во многих турфирмах складывается тенденция, что сами инструктора, например, кроме Карелии, где они водят туры, другого опыта сплава не имеют. Чем это плохо? Во-первых, тем, что туристы не получают должного опыта и навыков, которые им могли бы передать более опытные гиды. Во-вторых, страдает безопасность на маршруте. Инструктора не имеют должного опыта страховки порогов, выбирают зачастую неверные линии движения судна в препятствиях, не могут объяснить туристам всех нюансов поведения в воде и т.д. Ну и в-третьих, многие пороги группе приходиться обносить. Ответственность за группу остается на инструкторах, а вот уверенности и четкого понимания как идти тот или иной порог у неподготовленного гида нет, соответственно ему лучше и проще обнести препятствие, даже если его и можно было безопасно пройти.

В этой статье мы остановились на наиболее важных на наш взгляд моментах, которые желательно знать перед тем, как отправиться в свой первый водный тур, организуемый одним из туроператоров!

Удачного вам выбора и отличного сплава!

Рогачев Евгений.
ООО "Эксперт Ривер"

Туры

Для бронирования
нажмите на дату тура
Вид и название тураСтоимость, руб.Кол-во днейДаты начала тура
Водные туры - сплавы по рекам
"Суровая 69-ая параллель" (Сплав по рекам: Печа - Ура - Западная Лица - Титовка) 31 500 7 04.06
"Падение границ" (сплав по рекам Колвица - Красненькая - Кутсайоки)! Сезон 2018! 27 000 5 11.06
"Экстремальный Кольский" (сплав по рекам Красненькая – Кутсайоки – Тумча)! Сезон 2018! 31 000 10 17.06
«Легендарные реки Алтая»! (Сплав по рекам: Ср.Катунь - Урсул - Чуя - В.Башкаус - Н.Чулышман) 49 000 12 22.07
"Турецкий Гамбит". Экспедиция на реку Алара и День Победы all inclusive! Новинка сезона 2014! 36 000 11 Прошли
ExpertRiver Water Cup 2017 на реке Б.Лаба! 23 500 7 Прошли
Знаменитый Китой 43 000 14 Прошли
Колвица - Тумча (сезон 2017)! 18 500 7 Прошли
Непал! Сплав по реке Сун-Коси и трекинг в районе Аннапурны! 59 500 15 Прошли
Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды. Эксклюзивная программа от "Эксперт Ривер" 1 690 13 Прошли
Сплав по реке Кереть с выходом в Белое море! 12 400 8 Прошли
Сплав по реке Чирка-Кемь на катамаранах 12 900 8 Прошли
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Мультиактивные программы
Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды. Эксклюзивная программа от "Эксперт Ривер" 1 690 13 Прошли
Пеше-водные туры
Непал! Сплав по реке Сун-Коси и трекинг в районе Аннапурны! 59 500 15 Прошли
Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды. Эксклюзивная программа от "Эксперт Ривер" 1 690 13 Прошли
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Трекинги и восхождения
Непал! Сплав по реке Сун-Коси и трекинг в районе Аннапурны! 59 500 15 Прошли
Фестивали и соревнования
ExpertRiver Water Cup 2017 на реке Б.Лаба! 23 500 7 Прошли

Фотогалерея

Новости
компании
29 дек. 2017
Итоги 2017 года от генерального директора Expert River
Дорогие друзья! От всей души поздравляем Вас с Наступающим Новым Годом! Мы очень рады с каждым годом видеть прогрессирующих от маршрута к маршруту туристов, а также очень рады видеть новых людей в нашей большой команде! Вот и еще один год позади. И надо признать, что этот год был крайне позитивным и удачным! В конце года, я как обычно подвожу итоги и рассказываю о самом интересном, что было на наших маршрутах!
18 дек. 2017
Expert River дарит новогодние скидки на сплавные туры!
Друзья, две недели до Нового 2018 года! А у нас уже новогоднее настроение, и мы хотим вас радовать и дарить подарки! Посему, ловите скидки на наши сплавные туры! Обратите внимание, что цены на странице маршрутов, участвующих в акции, указаны без учета скидки.
27 сент. 2017
С Днем Туризма!

27 сентября - Международный день туризма.
Поздравляем Вас, дорогие Друзья!
Желаем Вам легких дорог, интересных рек, новых горизонтов и невероятных приключений!
Путешествуйте, мечтайте, достигайте недостижимого!

06 сент. 2017
Sale! Sale! Sale! Массовая распродажа туров на зимний и летний сезоны 2017/2018!
ЕЖЕГОДНАЯ СКИДОЧНАЯ АКЦИЯ СТАРТОВАЛА!!!

Расписание маршрутов на следующий сезон готово! Как всегда у нас много "вкусняшек" для Вас!
Ну и как обычно, в сентябре, мы объявляем о глобальной распродаже туров на зимний и летний сезоны 2017/2018 годов!
04 авг. 2017
Компания ExpertRiver успешно провела маршрут 6 к.с. на Алтае по рекам Карагем - Аргут!
Это была великолепная эпичная 6-ка! Прошли по воде автономно более 200 км, сбросили по высоте почти 1500 м. Мощная вода, сильные пороги, великолепные пейзажи, отличная сильная группа!