водный поход
Эл. почта
Пароль

ExpertRiver! Знаменитый Китой 2014! Отчет по туру.

Идею проведения коммерческого тура в Саянах на реке Китой, возникшую летом 2013 года, многие воспринимали как сверхавантюрное мероприятие, невозможное в принципе, некоторые утверждали, что сплав превратится целиком в пеший поход с катамаранами за плечами.
Реальность же оказалась следующей…
Осенью 2013 года, по мере набора группы из числа наиболее опытных туристов компании ExpertRiver, становилось понятно, что первый в истории коммерческий тур по Китою на катамаранах состоится. Это не только первый тур по этой реке в нашей компании, нам неизвестны случаи проведения коммерческих катамаранных туров по Китою в принципе.

Состав группы:

Кат-4 (1) (Raftmaster Fox-400) – Штурмовой
1. Рогачев Евгений
2. Шишов Кирилл
3. Орлов Александр
4. Вялов Михаил

Кат-4 (2) (Raftmaster Fox-400)
1. Исупов Андрей
2. Курченков Максим
3. Белых Евгения
4. Белых Иван

Кат-4 (3) (Raftmaster Fox-400)
1. Архипов Владимир
2.Влазнев Владимир
3. Трифоненкова Елена
4. Кудрявов Павел

Небольшие выдержки из описания и лоции маршрута:

Китой является на сегодняшний день самой популярной в Восточных Саянах рекой для спортивного сплава 5-6 категории сложности. Это обусловлено простотой заброски (автомобиль), наличием целого ряда интересных и сложных препятствий, и, конечно же, безумно красивой природой. Особенностью реки, впрочем, как и многих других саянских или алтайских рек, является концентрация основных порогов в каньонах (по-местному - "щеках"). На Китое, не считая простых Малых щек, это Верхние щеки (Протяженность ок. 3,5 км (начиная с водопада). Содержат двухступенчатый водопад (первая ступень - непроход, вторая - 6 к.с.) и мощный порог "Винт" (5+к.с.), наряду с еще рядом порогов 4-5 к.с.) и легендарные Моткины щеки (Глобальное ок. 18-километровое узкое ущелье с каньонистыми участками. Это самое сложное и опасное препятствие Китоя. На этом участке сконцентрировано до 40 порогов, большинство из которых имеют 5 к.с. и часть 5-6 к.с. Среди них выделяется очень сложный и непроходимый для большинства групп Порог-водопад.). Фоновые участки реки значительно проще, но и они содержат препятствия до 4-5 к.с.

Китой логично разбивается на 5 участков:
 
- Верховья (от места стапеля до Верхних щек)
Отрезок реки ок. 40-50 км (в зависимости от места старта). Простой, имеется ряд порожков шиверистого типа. Участок до р.Саган-Сайра мелководен; по низкой воде может потребоваться частичная проводка судов. На фоне остальных выделяются два последних порога перед водопадом Верхних щек. Препятствия до 3- 4 к.с.

Уровень воды низкий. Погода ясная.
Этот отрезок реки не вызвал у нашей группы особых сложностей, кроме мелей в начале сплава – приходилось вылезать и протаскивать катамаран. Шли все сходу, ничего не смотрели. Потратили 1,5 сплавных дня на весь этот участок.
 
- Каньон Верхних Щек.
Протяженность ок. 3-3,5км (начиная с водопада). Содержат двухступенчатый водопад (первая ступень - непроход, вторая- 6 к.с.) и мощный порог "Винт" (5+к.с.), наряду с еще рядом порогов 4-5 к.с. На отрезке: водопад - пор."Винт" - река зажата в каньоне.
Стратегия обноса водопадов Верхних Щек не отличается тривиальностью. Дело в том, что обносить только водопады проще и удобнее по правому берегу. Однако тем, кто не готов идти порог "Винт", стоит обносить его вместе с водопадами по левому берегу. Поэтому перед началом обноса стоит сходить вниз (например, обнести вещи) и оценить возможность прохождения "Винта".


Уровень воды по-прежнему низкий. Временами дождь.
Каньон начали проходить с обноса вещей за порог «Винт» по левому берегу, где и остановились на ночлег. Здесь была самая лучшая рыбалка на хариуса за все время маршрута! На следующий день вернулись к судам, перечалились на правый берег и обнесли первую ступень водопада. Долго смотрели 2-ую ступень на профпригодность. Ступень проходима, но по нашему уровню воды, в единственно возможной траектории для прохождения открывался клык, на который ну никак не хотелось попадать. Пришлось занести и 2-ую ступень водопада. Порог «Винт» был пройден в штатном режиме всеми катами, правда, всем 3-ем катамаранам не удалось уйти от последнего прижима на левый берег, но обошлось без происшествий. Далее, дойдя до лагеря, погрузили вещи и продолжили прохождение Верхних щек. Порог выходной прошли сходу. Первый катамаран страховал остальные с воды.


-
Участок от Верхних щек до Моткиных щек (среднее течение реки)
Протяженность ок. 35км. Выделяются Горлык-Гольский, Хундэ-Гольский каскады порогов и более мощное "Ущелье перед щеками". Громкие названия первых двух, в целом, не оправдывают себя - препятствия в них несложные (до 4..4+ к.с.), проходятся с ходу. Что не скажешь о последнем отрезке, где мощь порогов резко возрастает, появляются большие валы и бочки; нелишними становятся просмотры. Категория сложности - до 5 к.с. Прохождение всего участка занимает день-полтора.
 
Уровень воды средний. Временами дождь.
Здесь также все шли сходу, кроме первого порога в Ущелье перед Моткиными щеками. Препятствия уже стали гораздо мощнее, чем в верхнем течении, однако все несложно читается с воды, есть достаточно времени для маневра. В порогах посложнее: первый катамаран чалился за препятствием, организуя страховку с воды остальных.
 
- Моткины щеки
Глобальное ок. 17-18-километровое узкое ущелье с каньонистыми участками. Это самое сложное и опасное препятствие Китоя. На этом участке сконцентрировано до 40 порогов, большинство из которых имеют 5 к.с. и часть 5-6 к.с. Среди них выделяется очень сложный и непроходимый для большинства групп Порог-водопад. По средней воде расход колеблется в районе 50 кубов. Прохождение Моткиных щек осуществляется поэтапно с несколькими базовыми лагерями. Оно сильно зависит от уровня воды в реке - при достижении очень высокой, паводковой отметки, прохождение ущелья начинает отливать криминальным оттенком. И тогда остается два-три дня дожидаться спада воды или обносить щеки (целиком или частично). Работа в каньоне также подразумевает обнос вещей (другими словами перенос базового лагеря) и наведение при этом переправы через р.Эхе-Гол - левый приток Китоя. Нормальных стоянок на всем протяжении ущелья тоже не очень много. Прохождение Моткиных щек сложно еще и тактически: участки сплава весьма длинные, тропа по берегу идет на значительном удалении от реки, пороги на каньонных участках весьма сложны и располагаются близко друг к другу, береговая обстановка местами тяжелая, страховка, вследствие этого, становится не везде возможной (или превращается в очень трудоемкое занятие), да и эффективна далеко не везде, поэтому при прохождении необходим определенный запас прочности. На преодоление ущелья, как правило, необходимо от четырех до шести дней, плюс день-два держать в запасе на случай паводка. Нередки несчастные случаи на берегу. Как правило, это срывы с мокрых высоких береговых скал, или, например, при броде Эхе-Гола.

Моткины щеки естественным образом разбиваются на четыре участка:

Первый участок - от Скальных Ворот до Порога-водопада, пороги 41-46. Протяженность ок. 4,5км.

Уровень воды средний. Временами дождь.
Этот участок проходили с вещами, чем, несомненно, сэкономили силы и как минимум полдня времени. Все пороги проходили с разведкой с берега, на 45 пороге выставляли страховку спасконцами для штурмового катамарана, остальные получали также страховку с воды.

Второй участок - от порога 46 до левого притока - р.Эхе-Гол, пороги 46, Порог-водопад и 47-49. Протяженностью не более 1,5 - 2-х км. Прохождение "Порога-водопада" чрезвычайно сложно и опасно, и, кроме того, очень сильно зависит от уровня воды - видимо, не во всякую воду он в принципе проходим.

Уровень воды средний. Временами дождь.
Сразу после прохождения 45 порога начали обнос вещей к стоянке над «Порогом-водопадом», поскольку порог 46 целесообразно идти только в случае прохождения «Порога-водопада». У нас этого в планах не было – риск превышал разумные пределы.
Там и разбили лагерь. Эта стоянка – настоящее украшение маршрута. С огромной высоты открываются невообразимые виды на каньон «Моткины Щеки», виден «Порог-водопад».
На следующий день спустились к судам, разобрали их, и донесли до стоянки над порогом водопадом. Долго решали, стоит ли ради порогов 48-49 организовывать непростой спуск по веревкам катамаранов с большой высоты вниз (порог 47 находится выше по течению возможного места спуска) или продолжить занос катов и вещей до стрелки с Эхе-голом и уже оттуда продолжить сплав. Решили остановиться на 2-ом варианте. Лагерь в этот день также перенесли на стоянку в месте предполагаемого брода реки Эхе-Гол.
 
Третий участок Моткиных щек - от Эхе-Гола до левого притока - р.Б.Моткин-Гол, пороги 50-63 (длиной ок. 6 км). Самый сложный в тактическом плане, т.к. содержит протяженный каньонный участок. Это самый трудный участок Моткиных Щек для сплава, длиной 5-6 км. Здесь есть весьма непростой участок порогов 53-55. Обстановка с обносом сразу всего участка тоже не особо - наличествует непростой брод через Эхе-Гол. Поэтому расчету прохождения участка по времени следует уделить повышенное внимание.
Пороги 53-55 расположены на участке каньона длиной 600-800 м, где просмотр понизу, страховка и даже чалки весьма осложнены и могут быть не везде и не по любой воде возможны. Постановка береговой страховки возможна в единичных местах. Не исключено вынужденное прохождение сложных ступеней сходу.
Способ вылезти наверх сразу после устья Эхе-Гола неизвестен. Вроде бы можно вылезти через 150-200 м после устья, но это требует дополнительной разведки. Точно вылезти наверх на просмотр можно после порога 52, хотя сам подъем не прост.
 
Уровень воды средний. Временами дождь.
Начали день с организации переправы через Эхе-Гол. Для этого была натянута веревка 10-ка, которую везли для этих целей из Москвы. Затем мы спустились к стрелке Эхе-гола и Китоя, где нас ждали наши суда. Собрали катамараны и начали сплав по самому сложному участку щек.
Пороги 50, 51, 52 проходили сходу, остальное смотрели. Надо признать, что просмотр всех ступеней снизу практически невозможен. В некоторых местах, чтобы посмотреть порог, штурмовому катамарану приходилось чалиться практически на срезе начала порога в крохотное улово, и пока экипаж, вцепившись в скалы, удерживал кат, капитан вылезал наверх и смотрел порог, насколько он проглядывался. Остальным катамаранам линия движения сообщалась по рации.
Прошли участок без килей. Из происшествий: 2-ой катамаран попал в сильную бочку, в которой завис на несколько минут. Самостоятельно выбраться из бочки так и не смогли – помог 3-ий катамаран, который вытолкнул их, упав сверху. Все обошлось сломанным веслом. Также в одном из порогов со штурмового катамарана смыло Кирилла, однако он был вскоре подобран своим же экипажем.
Дойдя до 64-ого порога, встретили группу москвичей, обносивших полностью Моткины Щеки. Они поведали, что еще до 35 порога они в каком-то из прижимов полностью сломали раму, после чего решили обносить все вплоть до 64-ого порога. Пожелав друг другу удачи, отправились в лагерь к броду через Эхе-Гол, где и заночевали, переправившись к нашим палаткам по заранее натянутой веревке.
На следующий день занимались обносом вещей к стоянке наверху перед Моткин-Голом (внизу находились наши катамараны). Это был трудный и опасный обнос, но все дошли, все донесли. В некоторых местах провешивали веревку. В этот день ни сил, ни желания идти дальше уже ни у кого не было.
 
Четвертый участок - от р.Б.Моткин-Гол до выхода из щек (одинокой лесистой горки на ПБ), пороги 64-80 (реально до этой горки еще несколько простых шивер 81-84). Также, длиной около 6-ти км. Каньон после локального расширения в районе устья Б.Моткин-Гола продолжается, но отвесные скалы перемежаются осыпями чаще, чем раньше. Самые сложные пороги 64 и 65 расположены в начале участка, но береговая обстановка в районе каждого из них простая. А после участка простых порогов 66-70 до левого притока М.Моткин-Гол скалы опять подступают к реке в районе порога 72, чуть более сложного, и тянутся каньоном с несложными порогами до порога 80. Тем не менее надо быть готовым к тому, что уже по высокой воде сложность порогов может сильно измениться, и не рассматривать участок после порога 65 как прогонный.
Тропа обноса этого участка идет по ПБ далеко от реки, а не по левому, как ранее. Тропа начинается перед порогом 64, сразу уходит вверх на плато и спускается с него в районе конца Моткиных Щек, но к реке не подходит и идет по высокой террасе до Шумака. Однако есть ответвление тропы, выходящее на берег в районе порога 82.

Уровень воды средний. Ясно.
В этот день мы запланировали выйти из каньона Моткины Щеки, пройдя заключительный участок. Было решено идти с вещами, участок по описанию несколько проще предыдущего, а обнос вещей обещали «адский». Спуск вещей к катамаранам проходил по очень крутому склону (приходилось провешивать веревку). Тактика прохождения была такая же, как и в третьем участке Моткиных Щек, за исключением того, что больше препятствий проходили сходу - линия движения хорошо читалась с воды. До выхода из Щек дошли без особых происшествий! Ура! Позади были сложные пять дней в каньоне!
Нафоткавшись, продолжили сплав до стрелки с рекой Билюты (2 часа сплава), где и встали на стоянку на первую дневку на маршруте. Группе нужно было снять накопившуюся физическую и психологическую усталость.

- Билютинский каскад (пороги 90-95) и 135 км выката до поселка Раздолье.
Каскад длиной около 2 км, перед ним долина сужается, впереди виден крутой ЛП русла. Чалка к ПБ за 100-150 м до поворота. На самом повороте впадает правый приток р.Билюты. Каскад состоит из шести несложных порогов. Самый сложный - порог 91 сразу за устьем р.Билюты. Общий просмотр всего каскада отсутствует, поскольку мост через приток в 50 м от устья пришел в негодность.
 
Уровень воды средний, затем высокий.
После дневки нас ждал сплав по Билютинскому каскаду (все шли сходу) и выкат длиной в полтора дня. Стоит отметить, что в заключительный день сплава зарядил сильный продолжительный дождь, и вода в реке стала сильно прибывать, вполне возможно, что в Моткиных Щеках присутствовал резкий подъем воды, но нас это уже не касалось. Зачалившись у моста в Раздолье и прождав несколько часов вызванную из Иркутска машину, мы благополучно уехали в город, где у нас состоялся мальчишник одного из участников тура. Ведь по возвращению в Москву его ждала свадьба! Но это уже совсем другая история!:)

Туры

Для бронирования
нажмите на дату тура
Вид и название тураСтоимость, руб.Кол-во днейДаты начала тура
Водные туры - сплавы по рекам
Знаменитый Китой 43 000 14 Прошли

Фотогалерея

Китой
Китой
Китой
Китой. Первая стоянка
Китой. Схема.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой. Сплав.
Китой.
Китой.
Китой. Сплав.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Китой. Наша группа.
Китой.
Китой.
Китой. Выход из Моткиных Щек.
Китой.
Китой. Каньон Моткины Щеки пройден!!!
Китой.
Китой.
Китой.
Китой.
Новости
компании
29 дек. 2017
Итоги 2017 года от генерального директора Expert River
Дорогие друзья! От всей души поздравляем Вас с Наступающим Новым Годом! Мы очень рады с каждым годом видеть прогрессирующих от маршрута к маршруту туристов, а также очень рады видеть новых людей в нашей большой команде! Вот и еще один год позади. И надо признать, что этот год был крайне позитивным и удачным! В конце года, я как обычно подвожу итоги и рассказываю о самом интересном, что было на наших маршрутах!
18 дек. 2017
Expert River дарит новогодние скидки на сплавные туры!
Друзья, две недели до Нового 2018 года! А у нас уже новогоднее настроение, и мы хотим вас радовать и дарить подарки! Посему, ловите скидки на наши сплавные туры! Обратите внимание, что цены на странице маршрутов, участвующих в акции, указаны без учета скидки.
27 сент. 2017
С Днем Туризма!

27 сентября - Международный день туризма.
Поздравляем Вас, дорогие Друзья!
Желаем Вам легких дорог, интересных рек, новых горизонтов и невероятных приключений!
Путешествуйте, мечтайте, достигайте недостижимого!

06 сент. 2017
Sale! Sale! Sale! Массовая распродажа туров на зимний и летний сезоны 2017/2018!
ЕЖЕГОДНАЯ СКИДОЧНАЯ АКЦИЯ СТАРТОВАЛА!!!

Расписание маршрутов на следующий сезон готово! Как всегда у нас много "вкусняшек" для Вас!
Ну и как обычно, в сентябре, мы объявляем о глобальной распродаже туров на зимний и летний сезоны 2017/2018 годов!
04 авг. 2017
Компания ExpertRiver успешно провела маршрут 6 к.с. на Алтае по рекам Карагем - Аргут!
Это была великолепная эпичная 6-ка! Прошли по воде автономно более 200 км, сбросили по высоте почти 1500 м. Мощная вода, сильные пороги, великолепные пейзажи, отличная сильная группа!