
Маршрут: Ср. Катунь – Урсул – Чуя – В.Башкаус – Н.Чулышман.
Река №1: Катунь
Самая популярная для коммерческого сплава река на Алтае – удобная заброска без вездеходной техники, безопасные пороги. Река – Big Volume (с большим расходом воды). Пороги несложные, линии движения в них простые. Основные препятствия в порогах – большие валы, редко встречающиеся бочки. Для каякеров также – воронки и поганки. При желании почти все можно объехать по простой траектории. По большой или паводковой воде – пороги мощнее и интереснее. «Природный аквапарк» в некотором роде.
Из минусов – небольшое количество интересных препятствий на большую длину маршрута, длинные прогонные участки без порогов. На Нижней Катуни для каякеров есть также несколько интересных родео-спотов для занятия фристайлом.
Определяющие препятствия: Аккемский прорыв, п. Ильгуменский, п. Кадринская труба, п. Шабаш.
Наиболее насыщенный участок – Ср. Катунь. Идется за 1-ин сплавной день. Включает в себя все определяющие препятствия маршрута, кроме Аккемского прорыва.
Река №2: Урсул
Левый приток Катуни. Отличная тренировочная река! В отличие от «Большой Катуни» требует постоянной работы и слаженных действий от экипажей. Наиболее интересный сплавной участок достаточно короткий, но очень динамичный. Плесы на этой секции практически отсутствуют. Начиная от порога Замок и до самой стрелки с Катунью река представляет собой несложную постоянную слаломную трассу с обилием обливных и полуобливных камней. Для комфортного прохождения реки на катамаранах нужен уровень воды не ниже среднего, иначе камней в русле открывается совсем много.
Определяющие препятствия: вся река, но можно выделить порог «Замок», а также порог, не так давно образованный упавшими в реку обломками скал, вследствие строительства дороги.
Сплавную секцию на реке Урсул можно проехать за день 2-3 раза при условии отсутствия аварий, мобильности группы и наличии машин сопровождения. Также стоит учесть, что ущелье Урсула в некоторых местах очень глубокое, и вылезти на дорогу не везде представляется возможным.
Река №3: Чуя
Правый, достаточно полноводный приток Катуни. Река преимущественно ледникового питания. Чую условно можно разделить на 4 части.
Сверху вниз:
1. Мажойский каскад
Мажойский каскад – это уникальное творение, созданное природой за многие тысячелетия. Около 20 км отличных сложных порогов. Возможно, одна из лучших секций бурной воды в России. Верхняя часть мажойского каскада (15 км) - более простая. Но простая очень относительно – это 15 км практически непрерывного динамичного сплава высокой категории сложности. На Нижнем Мажое (5 км) сконцентрированы самые сложные препятствия Чуи. Это одна из самых сложных сплавных секций в России. Стоит отметить, что наиболее приемлемым уровнем воды для сплава по Мажою – является средний уровень. По большой воде Мажой очень мощный с заварными бочками и котлами, а по низкой воде в некоторых порогах открываются сифоны.
2. Верхняя секция Чуи.
Отличная динамичная секция с несложными порогами. Однако на участке достаточно резко выделяется порог «Бегемот» - довольно непростое препятствие.
3. Средняя часть реки Чуя.
Простой и достаточно длинный участок. Несколько простых порогов разделены большими участками плесов. При наличии у группы сопровождающего транспорта эту часть реки лучше объехать, сэкономив 1-1,5 дня на более интересный сплав.
4. Нижняя секция Чуи.
Содержит два интересных и достаточно сложных порога: Турбина и Горизонт. А также до стрелки с Катунью каскад веселых шивер.
На Чуе проводятся известные соревнования: Чуя-ралли, Мажой-ралли, Король Азии.
Река №4: Башкаус
Легендарнейшая река, овеянная мифами, историями героических прохождений, трагедиями. Левый приток реки Чулышман. Башкаус – невероятно красивая река. Прозрачная вода, пейзажи и каньоны просто фантастические по красоте.
Условно Башкаус можно разделить на 4 секции.
1. Верхний Башкаус.
Включает: Каньон “Прямой”, Ильдугемский каньон, пор. “Ловушка”, каньоны “Змейка” и “Открытый”. Рассчитан на 1-ин сплавной день. Река течет, каньоны достаточно «веселые», недлинные – замечательный насыщенный сплавной день. Лучший уровень воды – большой или средний. По малой воде кое-где может быть шкуродер, а в каньонах для «больших» судов негабарит.
2. Саратанский каньон.
10 км порогов средней сложности в каньоне с отвесными стенками. Выйти из каньона в случае аварии будет крайне сложно – задача скорее альпинистская, и то выход возможен не везде. Начинается каньон довольно мощным и непростым порогом «Камень преткновения», который можно и рекомендуем посмотреть сверху каньона. Лучший уровень воды – средний. По большой воде каньон несколько усложняется из-за того, что становится меньше уловов. А по маленькой воде для катамаранов могут быть негабариты.
3. Средний Башкаус.
Самый простой участок. Препятствия - в основном шиверы, есть несколько порогов средней сложности. Река течет в основном в узкой долине, которая постепенно переходит в глубокое ущелье.
4. Нижнее ущелье.
Это самый сложный и опасный участок реки. По насыщенности мощными порогами, трудности, а иногда и невозможности обносов и просмотров, полной ненаселенности, крайней сложности аварийного схода с маршрута, возможности внезапных паводков, нижнее ущелье Башкауса можно отнести к одному из наиболее сложных для сплава в России. Сложность нижнего ущелья заключается также в том, что пороги здесь образуют целые каскады, и их следует рассматривать как одно комплексное препятствие. Аварии и самосплав крайне опасны, а страховка затруднена. Лучший уровень воды – средняя и малая вода. Большая и паводковая вода в нижнем ущелье представляет смертельную опасность для сплава.
На одной из стоянок нижнего Башкауса находится легендарная книга, в которую записываются все, кто проходил нижнее ущелье.
Река №5: Чулышман
Еще одна великая и знаменитая река на Алтае! Также невероятной красоты виды, ущелья, прозрачная вода. В отличие от Башкауса имеет в несколько раз больший расход. На реке есть просто супер пороги, превосходящие по сложности пороги Башкауса, но при этом препятствия имеют более локальный характер, чем на Башкаусе. Так же в случае аварии, почти везде есть возможность вылезти из ущелья, в отличие от некоторых каньонов Башкауса. Трудно сказать, какая река сложней, они разные, и обе имеют высшую категорию сложности по Советско-Российской классификации.
Реку можно условно разделить на 4 части.
1. Верхний Чулышман (до Язулинского каньона).
Редко посещаемый участок реки, в виду того, что заброска сильно удлинняется, а спортивного интереса, по сравнению с остальными секциями реки, участок не представляет. Стартовать приходится с реки Богояш, а на ней почти никогда нет воды, и зачастую, сплав представляет собой волок судов по руслу Богояша.
2. Язулинский каньон.
Самый сложный участок реки. Содержит порядка 60 порогов различной сложности, включая такие супер-пороги как Чертов мост, Винт, Оборотень, Большие глыбы, Три Вовы, Затычка и др. Одна из самых сложных сплавных секций в России. Наилучший уровень воды - средний и ниже среднего. По высокой воде препятствия мощней, а река теряет характер "локальности". Не смотря на звание "каньона" почти везде можно вылезти на дорогу, и, соответственно удобно иметь машину сопровождения и базовый лагерь. Но машина должна быть вездеходной.
3. Шавлинское ущелье + порог Каша
Участок несколько проще Язулинского каньона, но также имеет несколько серьезных порогов, среди которых выделяется порог "Кульминация". Дороги здесь вдоль реки нет, соответственно сплав по Шавлинскому ущелью - это автоном. Ну а в довершение, участок заканчивается 3-ех километровым много-ступенчатым супер-порогом Каша. Особенно впечатляет порог в большую воду!
5. Нижний Чулышман.
Участок проще предыдущих 2-ух, но также имеет несколько мощных порогов: Туданский, Коварный, Итыкайские шиверы. По большой воде участок сильно усложняется. Вдоль секции идет дорога, поэтому тут также возможен сплав с машинами сопровождения.
Вид и название тура | Стоимость, руб. | Кол-во дней | Даты начала тура |
---|---|---|---|
Водные туры - сплавы по рекам | |||
«Легендарные реки Алтая» (Сплав по рекам: Ср.Катунь - Урсул - Чуя - В.Башкаус - Н.Чулышман) | 57 000 | 13 | 12.07 |
Друзья, поздравляем Вас с наступающим Новым годом и хотим порадовать!
С 16 по 28 декабря, забронировав маршрут на 2021 год, Вы получаете приятные скидки до 15%!