водный поход
Эл. почта
Пароль

Река Тамур

Тамур

 
                   Фрагмент книги "White Waters of Nepal"
                    перевод Ани Самаровой
 
"White   waterNepal. A guidebook for Rafting and Kayaking. by
Peter Knowles and Dave Allardace. Rivers Publishing U.K.Menasha
Ridge press U.S.A.
 
 Начало:                             Добхан (высота над ур.моря 630 м)
 Окончание:                          Чатра (высота над ур.моря 115 м)
 Протяженность:                      120 км (75 миль)
 Время сплава:                       4-6 дней
 Заброска от Катманду:               3-4 дня, или самолетом
 Сложность в ноябре:                 категория 5 (5+)*
 Средний уклон:                      0.4% (20 футов/милю)
 Максимальный уклон:                 1.0%
 Расход в ноябре:                    150 кубометров
 Лучшие месяцы для сплава:           октябрь-декабрь, февраль-апрель.
 
* -Категорийность реки и порогов в описании ниже была скорректирована на +1, так как в книге WhiteWaterNepal– категории приведены международные (в среднем на 1-ну категорию ниже, чем по Российской шкале).
 
Краткое содержание
 
     Великолепный водный поход, один из лучших в мире. Около 130 порогов на
120 км реки. Тамур протекает через красивую   незаселенную долину, а
путешествие к началу сплава является одним из самых живописных в Непале.
     Очень рекомендуем как спортивный поход. Река стоит того, чтобы проделать
весь длинный путь из Катманду.
 
Река
 
     Тамур и его притоки берут начало в снегах Канченджанги, третьей по
высоте вершине мира. Река, шестая   по величине в Непале, производит
впечатление мощного потока, сжимаемого тесной долиной.
     Выше Добхана Тамур и его притоки имеют большой уклон и представляют
интерес, вероятно, только для спортивных экспедиций на каяках. Ниже Добхана
по течению уклон меньше; однако, что необычно, он опять возрастает на
последних 40 км перед слиянием с Сун-Коси. Река Кабелли увеличивает расход
Тамура примерно на четверть, но ниже по течению значительных притоков нет.
     Долина реки очень красива и расположена в малонаселенной местности; в
немногочисленных деревнях земледелие практически неразвито. Склоны долины
покрыты лесом, есть хорошие места для стоянок с прекрасными видами дикой
природы. Река производит впечатление настоящего "дикого уголка" по сравнению
с остальными, более популярными сплавными реками Непала.
 
     Местное население - это обворожительное разнообразие всевозможных
племен и каст (один из авторов насчитывает 27 раличных языков и диалектов в
данном районе). Местные жители встречали мало европейцев и всегда очень
приветливы, настойчиво предлагая вам попробовать замечательный напиток
"тунгба", который готовят, заливая горячей водой перебродившее просо.
 
Сплав
 
     Тамур относится к тем рекам, о которых побывавшие там почти ничего не
рассказывают. "Да, хорошая река, - говорят они в ответ на расспросы, -
правда, далеко от Катманду", - и меняют тему. Что касается меня, В октябре
1991 года я специально съездил в Непал, чтобы сходить на эту реку, и не
жалел об этом ни минуты! Теперь я понимаю, почему побывавшие там так
немногословны   -   кажется, что река слишком хороша для того,   чтобы
рассказывать о ней в путеводителе, - она предназначена для избранных!
     Во время сплава мы насчитали около 130 порогов на 120 км реки.
Возможно, Тамур является наиболее интересной рекой в Непале, и
одной из лучших в мире. Первый участок реки ниже Добхана представляет собой
практически непрерывный порожистый участок, но почти все пороги можно идти
без просмотра. Средняя часть реки отличается более отчетливо выраженными
порогами, разделенными плесами и уловами. Пороги здесь мощные, часто с
валами и иногда   с серьезными водоворотами и сливами, но все легко
просматриваются.
     Во время этого активного сплава вам, промокнув вначале, придется "не
просыхать" до конца!
     Кэм Мак-Лей, один из лучших рафтеров в мире, говорит об этой реке как о
"выдающемся, фантастическом сплаве для хорошей команды". В его словах,
кстати есть и предупреждение - мы надеемся что вы будете максимально
внимательны в подборе опытного экипажа.
 
     Большинство сплавов начинаются в Добхане; оттуда до Чатры
путешествие занимает от 4 до 6 дней. Хотя возможна заброска на вертолете в
Тэплджунг, мы рекомендуем идти пешком от Базантапура. Путь проходит вдоль
3000-метрового хребта, через красивейшие леса и луга, с прекрасными видами
Канченджанги, Макалу и массива Эвереста вдалеке. Один из гидов-проводников
описал этот маршрут как "самый живописный в Непале", и с этим трудно не
согласиться - чудесное начало водного путешествия! Особо отмечаем для
ленивых (как известно, все водники ужасные лентяи!), что пешая заброска не
слишком утомительна, так как после пути вдоль хребта надо только спуститься
к реке.
     Мы были на этой реке в автономном походе на каяках, по высокой воде, с командой
опытных каякеров из Великобритании, Айдахо,
Калифорнии, Вашингтона, Колорадо и Новой Зеландии. Почти единодушное мнение
было - "это лучшая река из всех, на которые я ходил!" Другие отзывы:
"сильно","убойная река", "полно мест, где можно перевернуться", "похожа на
Лохса в большую воду, и так - 70 миль".
     В октябре это была очень мощная река с большим расходом, с напряженным
сплавом категории 5+, где просмотр был возможен в основном с верхушек валов,
но, если вы неверно выбирали путь, последствия были поистине УЖАСНЫМИ.
Техническая сложность прохождения, а также часто возникавшя необходимость
"вставать" на каяке приводили к тому, что к концу дня мы абсолютно
выбивались из сил.
     В ноябре, когда расход воды намного меньше, мы полагаем, что река не
бывает столь выматывающей; однако люди, которые были там в это время,
утверждают, что река такая же сложная; пороги круче и технически сложнее, не
говоря уже о мерзких воронках и нескольких очень неприятных сливах. В малую
воду пороги лучше отделены друг от друга плесами, и у вас есть время
перевести дыхание - а также   больше возможностей "поймать"   какое-то
неожиданное препятствие!
     Как уже было сказано, на этой реке есть, где "киляться", поэтому лучше
это делать при поддержке запасных каяков. Однако, река
имеет   как   раз подходящую длину для автономного сплава и оставляет
замечательное ощущение "дикого уголка природы", которое можно особенно
оценить в автономной группе.
 
     Тамур выше Добхана проходила на каяках группа из Клуба Каякеров Альпина.
Они начинали из Хеллока и описали этот участок как серьезный
сплав категории 6, с тремя мостами, по которым можно попасть с одного
берега на другой. Перепад на этом отрезке - 4%(около 40 м на км). Сейчас
когда я пишу это, мне принесли письмо от Гудмунда Хоста из Норвегии, где он
пишет, что они тоже частично прошли этот участок (от Митлунга). Он говорит:
"Непрерывно идущие пороги на отрезке реки выше Добхана делают его довольно
серьезным; где-то в его середине у нас произошел "оверкиль", чуть не
закончившийся фатально.
 
Заброска и расходы (цены 10-ти летней давности)
 
     Добхан, обычное место начала сплава по Тамуру, находится всего в двух
часах ходьбы от посадочной площадки в Тэплджунге, так что теоретически
возможно быть на реке в день выезда из Катманду.
     Однако, перелет стоит дорого, и, кроме того, вы пропустите незабываемую
пешую часть похода.
 
     Ночной переезд на автобусе до Дхарана занял 16 часов и стоил нам около
$4. После завтрака мы наняли за $50 грузовик с крытым кузовом, который во
второй половине дня привез нашу группу из шести человек в Базантапур.
Базантапур - это прелестный город, расположенный на вершине холма с
процветающей торговлей: здесь вы можете купить все, что забыли взять с
собой. Город является важной базой, откуда ведут пути в Восточный Непал, так
что нанять носильщиков не составляет труда. Мы договорились о цене: по $7
каждому носильщику; $1 - вперед, $2 - в Гуфа Покхари и оставшиеся $4 - по
прибытии в Добхан. Мы также дали понять, что каждый получит "бонус", если мы
доберемся в Добхан быстро и без проблем (и в самом деле заплатили еще по $2
каждому). Система "бонусов" сработала прекрасно: наши носильщики, несмотря
на неудобную ношу - каяки - казалось, обогнали всех, кто шел впереди; мы
бежали сзади, пытаясь угнаться за ними (какая-то группа очень "крутых" с
виду альпинистов была явно расстроена, когда их обогнали легкомысленные люди
в шортах и сандалиях!) Мы дошли за два с половиной дня, но, вероятно, три
дня - более разумный срок.
 
     Как уже говорилось раньше, путь по хребту необычайно живописен - тропа
вьется по склону, среди древних, покрытых мхом деревьев и освещенных солнцем
лугов.   Из-за   пушистых   облаков   ненадолго   показывалась   манящая   и
величественная Канченджанга. Гуфа Покхари - священное озеро и излюбленное
место ночевок, расположенное прямо на хребте. Вскоре тропа круто спускается
вниз среди волнистых террас, на которых выращивают рис, и разбросанных по
склону   "игрушечных" домиков.   На всем протяжении этого необыкновенно
красивого маршрута расположено множество хижин и чайных домиков, в которых
можно остановиться, так как это - основной путь к подножию Канченджанги.
     Мы думаем, что на прохождение реки лучше всего планировать 4 дня (на
каяках) или 6 дней (на катамаранах). По берегам много хороших стоянок и достаточно
плавника для костров. В Мулгате можно, если   потребуется, пополнить запасы самого
необходимого. Фидим - возможная точка аварийного схода с маршрута, но желательно
заранее узнать о состоянии дороги из Фидима в Илам (ее планировали продолжить до
Тэплджунга; в этом случае появится еще один вариант заброски).
     Место окончания сплава - Чатра; это около 10 км ниже слияния с
Сун-Коси; после слияния река носит название Сапта-Коси. Держитесь ближе к
левому берегу после выхода реки на равнину, приставать лучше сразу после
впадения   в  ирригационный канал. Здесь можно   нанять   доисторический
"лендровер", на котором за $15 можно вернуться обратно в Дхаран.
 
     Лучшие карты реки - это H.M.G. Central Cervice Maps, районы Тэплджунг и
Дханкута, масштаб 1:125000. Также было бы неплохо иметь с собой более общую
топографическую карту на весь Восточный Непал; хотя бы для того, чтобы
попытаться узнать видимые далекие вершины, включая Макалу и Канченджангу.
 
Описание
 
     Добхан - Кабелли Кхола (11 км) - Мулгат (77 км) - Сун- Коси (22 км) -
Шатра (10 км).
     Гудмунд Хост, который прошел реку в 1987 году, описывает участок выше
Добхана как "значительно более серьезный, с непрерывно идущими порогами. В
Милтунге за сложным порогом класса 6 следует довольно неприятный водопад,
и после более спокойного участка (1 км) чуть выше подвесного моста в Тумма
идут еще три порога классов 6, один из которых, вероятно, непроходим. От
Тумма до Добхана идет очень продолжительный участок категории 5+; ближе к
Добхану уклон реки постепенно уменьшается". (Гудмунд оценил пороги ниже
Добхана как категорию 5).
     Добхан - это небольшая деревня с процветающим базаром, расположенная в
месте впадения Сива Кхола в Тамур. Практически без "разминки" вы попадаете в
пороги 5 категории; и следующие несколько часов без передышки продолжается
сплав 4-5 категории.
     В 5 км от Добхана идут два более крупных порога. В 7 км реку пересекает
мост, а еще через 4 км слева впадает приток - Кабелли, который увеличивает
расход примерно на 1/4. Второй порог после слияния (1 км ниже по течению)
находится на левом повороте. Он имеет категорию 5+ и может представлять
сложность для катамаранов.
     Через два порога на протяжении 3 км расположен мост, еще через 7
порогов и 7 км - еще один мост, не обозначенный на официальных картах. В
трех километрах ниже находится длинный порог с крупными валунами в начале и
валами, напоминающими о серфинге. Далее пороги продолжаются с частотой
примерно один на километр, но уклон реки падает на следующих нескольких км,
до Хинван Кхола.
     Долина немного расширяется, по берегам появляется лес, песчаные пляжи и
деревни. Река имеет характерную особенность: после очередного поворота русло
расширяется, и   стоит   вам   подумать: "Ну,   кажется,   можно   немного
расслабиться", - и тут за следующим поворотом вы влетаете в хороший порог 5
категории.
     Вскоре после Нава Кхола идет длинный мощный порог класса 5, за ним -
несколько более мелких порогов; затем уклон падает на следующих 5 км; здесь,
на гладкой воде, желающих перевозят с одного берега на другой на долбленой
лодке. Спокойный участок продолжается и после впадения притока Телия Кхола
справа и Чхарува Кхола - слева. ( Отметим, что все эти притоки имеют
дождевое питание и в сухое время года практически пересыхают). В этом месте
долина имеет ширину около 1 км; в русле реки встречаются галечные отмели, а
по берегам на заливных лугах пасется скот.
     Сразу после слияния идет мощный порог 5 категории. В 2 км
ниже по течению находится еще одна переправа; а еще через 1 км слева по
течению появляется скальный отвес, "прижимающий" реку к правой стороне
долины. Начиная с этого места, уклон реки опять увеличивается, и пороги
становятся более сложными и продолжительными.
     На протяжении следующих 7 км расположены около 9 порогов с валами и
бурунами. Затем слева впадает небольшой приток (Ками Кхола), а справа видны
следы значительного оползня. Это означает, что следующим идет порог пол
названием "Дон МакКекни", категории 6-, который мы рекомендуем идти после
просмотра. Далее следуют еще три больших порога, за которыми виден подвесной
мост в Мулгате. Будьте внимательны: вскоре предстоит еще один сложный порог,
который мы назвали "Дикая Собака", с замечательным водоворотом в конце,
который ожидает желающих им насладиться.
     Дальше идут многочисленные пороги класса 5, один за другим,
за автомобильным мостом и следующие 9 км до подвесного моста в Чимраха -
всего около 25 порогов - мы сбились со счета! После всего этого мы
почувствовали, что нам необходим отдых, и нашли прекрасную тихую стоянку на
правом берегу в 1-2 км после моста.
     Мы были рады, что остановились именно там, потому что первым делом на
следующее утро нам пришлось преодолеть два больших порога класса 5+, а за
ними шла непрерывная "чехарда" порогов - около десяти на следующих 3 км.
Последние два из них были не сложнее 4 категории, что совпадало с
расширением долины и выходом реки на равнину. Однако, пейзаж оказался
обманчивым: следующий порог выглядел несложным, хотя и мощным; но за
невинными на вид валами пряталась жуткая воронка на выходе, которая вполне
"тянула" на категорию 5+ (наш друг Билл попробовал ее на себе и имел
интересный "самосплав"; он согласился с нашей оценкой категории и добавил
полезную информацию - этот порог 34-й по счету после автомобильного моста).
Следующий километр отмечен шестью более простыми порогами класса 5; за ними
идут 4 порога 4+. На крутом левом повороте расположен порог класса 6- "Удар
Ниже Пояса", который мы благополучно преодолели после просмотра. За ним
следует короткое, но внушительное узкое ущелье с отвесными скальными
стенками - живописное завершение прекрасной реки.
     В конце ущелья расположен подвесной мост, затем - слияние с Сун-Коси и
тропа до Трибени. Если вы не торопитесь, можете сделать небольшую остановку
и пройти десять минут вверх по течению - там, у слияния с рекой Арун,
находится храм. Кроме того, это одно из немногих мест в мире, где сливаются
три крупные реки.
 
     Образованная тремя реками Сапта Коси, питаемая еще семью притоками,
течет по Индийской Равнине, впадая в конце концов в Ганг. Здесь все еще
сильное течение и несколько небольших порогов; в 5-ти км, в месте слияния с
Кохала Кхола находится большой комплекс храмовых строений. Еще через
несколько км ущелье кончаетя, и перед вами открывается Великая долина Ганга
- завораживающе плоская равнина. Держитесь левого берега; окончание сплава -
сразу после впадения реки в ирригационный канал в Чатре.

Туры

Для бронирования
нажмите на дату тура
Вид и название тураСтоимость, руб.Кол-во днейДаты начала тура
Водные туры - сплавы по рекам
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Пеше-водные туры
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Новости
компании
28 авг. 2018
Sale! Sale! Sale! Массовая распродажа туров на 2019 год!

ЕЖЕГОДНАЯ СКИДОЧНАЯ АКЦИЯ СТАРТОВАЛА!!!

Расписание маршрутов на следующий сезон готово! Как всегда нам есть чем Вас удивить!
Ну и как обычно, в сентябре, мы объявляем о глобальной распродаже туров на 2019 год!
 

27 марта 2018
Сравнительная характеристика сплава на майские праздники в Карелии и на Кавказе

На нашем сайте вышла статья Рогачева Евгения "Сравнительная характеристика сплава на майские праздники в Карелии и на Кавказе"
 

Полный текст статьи: expertriver.ru/sights/kavkaz-karelia_may.html

08 марта 2018
Дорогие, милые девушки, поздравляем Вас с праздником 8 марта!
Дорогие, милые девушки! Поздравляем Вас с праздником 8 марта! Счастья Вам, любви, душевного тепла и весеннего настроения!
23 февр. 2018
Всех мужчин поздравляем с праздником 23 февраля!
Будьте всегда смелыми, мужественными, справедливыми, спокойными и рассудительными каждый на своем рубеже! Ура!
29 дек. 2017
Итоги 2017 года от генерального директора Expert River
Дорогие друзья! От всей души поздравляем Вас с Наступающим Новым Годом! Мы очень рады с каждым годом видеть прогрессирующих от маршрута к маршруту туристов, а также очень рады видеть новых людей в нашей большой команде! Вот и еще один год позади. И надо признать, что этот год был крайне позитивным и удачным! В конце года, я как обычно подвожу итоги и рассказываю о самом интересном, что было на наших маршрутах!