водный поход
Эл. почта
Пароль

Река Тамур

Тамур

 
                   Фрагмент книги "White Waters of Nepal"
                    перевод Ани Самаровой
 
"White   waterNepal. A guidebook for Rafting and Kayaking. by
Peter Knowles and Dave Allardace. Rivers Publishing U.K.Menasha
Ridge press U.S.A.
 
 Начало:                             Добхан (высота над ур.моря 630 м)
 Окончание:                          Чатра (высота над ур.моря 115 м)
 Протяженность:                      120 км (75 миль)
 Время сплава:                       4-6 дней
 Заброска от Катманду:               3-4 дня, или самолетом
 Сложность в ноябре:                 категория 5 (5+)*
 Средний уклон:                      0.4% (20 футов/милю)
 Максимальный уклон:                 1.0%
 Расход в ноябре:                    150 кубометров
 Лучшие месяцы для сплава:           октябрь-декабрь, февраль-апрель.
 
* -Категорийность реки и порогов в описании ниже была скорректирована на +1, так как в книге WhiteWaterNepal– категории приведены международные (в среднем на 1-ну категорию ниже, чем по Российской шкале).
 
Краткое содержание
 
     Великолепный водный поход, один из лучших в мире. Около 130 порогов на
120 км реки. Тамур протекает через красивую   незаселенную долину, а
путешествие к началу сплава является одним из самых живописных в Непале.
     Очень рекомендуем как спортивный поход. Река стоит того, чтобы проделать
весь длинный путь из Катманду.
 
Река
 
     Тамур и его притоки берут начало в снегах Канченджанги, третьей по
высоте вершине мира. Река, шестая   по величине в Непале, производит
впечатление мощного потока, сжимаемого тесной долиной.
     Выше Добхана Тамур и его притоки имеют большой уклон и представляют
интерес, вероятно, только для спортивных экспедиций на каяках. Ниже Добхана
по течению уклон меньше; однако, что необычно, он опять возрастает на
последних 40 км перед слиянием с Сун-Коси. Река Кабелли увеличивает расход
Тамура примерно на четверть, но ниже по течению значительных притоков нет.
     Долина реки очень красива и расположена в малонаселенной местности; в
немногочисленных деревнях земледелие практически неразвито. Склоны долины
покрыты лесом, есть хорошие места для стоянок с прекрасными видами дикой
природы. Река производит впечатление настоящего "дикого уголка" по сравнению
с остальными, более популярными сплавными реками Непала.
 
     Местное население - это обворожительное разнообразие всевозможных
племен и каст (один из авторов насчитывает 27 раличных языков и диалектов в
данном районе). Местные жители встречали мало европейцев и всегда очень
приветливы, настойчиво предлагая вам попробовать замечательный напиток
"тунгба", который готовят, заливая горячей водой перебродившее просо.
 
Сплав
 
     Тамур относится к тем рекам, о которых побывавшие там почти ничего не
рассказывают. "Да, хорошая река, - говорят они в ответ на расспросы, -
правда, далеко от Катманду", - и меняют тему. Что касается меня, В октябре
1991 года я специально съездил в Непал, чтобы сходить на эту реку, и не
жалел об этом ни минуты! Теперь я понимаю, почему побывавшие там так
немногословны   -   кажется, что река слишком хороша для того,   чтобы
рассказывать о ней в путеводителе, - она предназначена для избранных!
     Во время сплава мы насчитали около 130 порогов на 120 км реки.
Возможно, Тамур является наиболее интересной рекой в Непале, и
одной из лучших в мире. Первый участок реки ниже Добхана представляет собой
практически непрерывный порожистый участок, но почти все пороги можно идти
без просмотра. Средняя часть реки отличается более отчетливо выраженными
порогами, разделенными плесами и уловами. Пороги здесь мощные, часто с
валами и иногда   с серьезными водоворотами и сливами, но все легко
просматриваются.
     Во время этого активного сплава вам, промокнув вначале, придется "не
просыхать" до конца!
     Кэм Мак-Лей, один из лучших рафтеров в мире, говорит об этой реке как о
"выдающемся, фантастическом сплаве для хорошей команды". В его словах,
кстати есть и предупреждение - мы надеемся что вы будете максимально
внимательны в подборе опытного экипажа.
 
     Большинство сплавов начинаются в Добхане; оттуда до Чатры
путешествие занимает от 4 до 6 дней. Хотя возможна заброска на вертолете в
Тэплджунг, мы рекомендуем идти пешком от Базантапура. Путь проходит вдоль
3000-метрового хребта, через красивейшие леса и луга, с прекрасными видами
Канченджанги, Макалу и массива Эвереста вдалеке. Один из гидов-проводников
описал этот маршрут как "самый живописный в Непале", и с этим трудно не
согласиться - чудесное начало водного путешествия! Особо отмечаем для
ленивых (как известно, все водники ужасные лентяи!), что пешая заброска не
слишком утомительна, так как после пути вдоль хребта надо только спуститься
к реке.
     Мы были на этой реке в автономном походе на каяках, по высокой воде, с командой
опытных каякеров из Великобритании, Айдахо,
Калифорнии, Вашингтона, Колорадо и Новой Зеландии. Почти единодушное мнение
было - "это лучшая река из всех, на которые я ходил!" Другие отзывы:
"сильно","убойная река", "полно мест, где можно перевернуться", "похожа на
Лохса в большую воду, и так - 70 миль".
     В октябре это была очень мощная река с большим расходом, с напряженным
сплавом категории 5+, где просмотр был возможен в основном с верхушек валов,
но, если вы неверно выбирали путь, последствия были поистине УЖАСНЫМИ.
Техническая сложность прохождения, а также часто возникавшя необходимость
"вставать" на каяке приводили к тому, что к концу дня мы абсолютно
выбивались из сил.
     В ноябре, когда расход воды намного меньше, мы полагаем, что река не
бывает столь выматывающей; однако люди, которые были там в это время,
утверждают, что река такая же сложная; пороги круче и технически сложнее, не
говоря уже о мерзких воронках и нескольких очень неприятных сливах. В малую
воду пороги лучше отделены друг от друга плесами, и у вас есть время
перевести дыхание - а также   больше возможностей "поймать"   какое-то
неожиданное препятствие!
     Как уже было сказано, на этой реке есть, где "киляться", поэтому лучше
это делать при поддержке запасных каяков. Однако, река
имеет   как   раз подходящую длину для автономного сплава и оставляет
замечательное ощущение "дикого уголка природы", которое можно особенно
оценить в автономной группе.
 
     Тамур выше Добхана проходила на каяках группа из Клуба Каякеров Альпина.
Они начинали из Хеллока и описали этот участок как серьезный
сплав категории 6, с тремя мостами, по которым можно попасть с одного
берега на другой. Перепад на этом отрезке - 4%(около 40 м на км). Сейчас
когда я пишу это, мне принесли письмо от Гудмунда Хоста из Норвегии, где он
пишет, что они тоже частично прошли этот участок (от Митлунга). Он говорит:
"Непрерывно идущие пороги на отрезке реки выше Добхана делают его довольно
серьезным; где-то в его середине у нас произошел "оверкиль", чуть не
закончившийся фатально.
 
Заброска и расходы (цены 10-ти летней давности)
 
     Добхан, обычное место начала сплава по Тамуру, находится всего в двух
часах ходьбы от посадочной площадки в Тэплджунге, так что теоретически
возможно быть на реке в день выезда из Катманду.
     Однако, перелет стоит дорого, и, кроме того, вы пропустите незабываемую
пешую часть похода.
 
     Ночной переезд на автобусе до Дхарана занял 16 часов и стоил нам около
$4. После завтрака мы наняли за $50 грузовик с крытым кузовом, который во
второй половине дня привез нашу группу из шести человек в Базантапур.
Базантапур - это прелестный город, расположенный на вершине холма с
процветающей торговлей: здесь вы можете купить все, что забыли взять с
собой. Город является важной базой, откуда ведут пути в Восточный Непал, так
что нанять носильщиков не составляет труда. Мы договорились о цене: по $7
каждому носильщику; $1 - вперед, $2 - в Гуфа Покхари и оставшиеся $4 - по
прибытии в Добхан. Мы также дали понять, что каждый получит "бонус", если мы
доберемся в Добхан быстро и без проблем (и в самом деле заплатили еще по $2
каждому). Система "бонусов" сработала прекрасно: наши носильщики, несмотря
на неудобную ношу - каяки - казалось, обогнали всех, кто шел впереди; мы
бежали сзади, пытаясь угнаться за ними (какая-то группа очень "крутых" с
виду альпинистов была явно расстроена, когда их обогнали легкомысленные люди
в шортах и сандалиях!) Мы дошли за два с половиной дня, но, вероятно, три
дня - более разумный срок.
 
     Как уже говорилось раньше, путь по хребту необычайно живописен - тропа
вьется по склону, среди древних, покрытых мхом деревьев и освещенных солнцем
лугов.   Из-за   пушистых   облаков   ненадолго   показывалась   манящая   и
величественная Канченджанга. Гуфа Покхари - священное озеро и излюбленное
место ночевок, расположенное прямо на хребте. Вскоре тропа круто спускается
вниз среди волнистых террас, на которых выращивают рис, и разбросанных по
склону   "игрушечных" домиков.   На всем протяжении этого необыкновенно
красивого маршрута расположено множество хижин и чайных домиков, в которых
можно остановиться, так как это - основной путь к подножию Канченджанги.
     Мы думаем, что на прохождение реки лучше всего планировать 4 дня (на
каяках) или 6 дней (на катамаранах). По берегам много хороших стоянок и достаточно
плавника для костров. В Мулгате можно, если   потребуется, пополнить запасы самого
необходимого. Фидим - возможная точка аварийного схода с маршрута, но желательно
заранее узнать о состоянии дороги из Фидима в Илам (ее планировали продолжить до
Тэплджунга; в этом случае появится еще один вариант заброски).
     Место окончания сплава - Чатра; это около 10 км ниже слияния с
Сун-Коси; после слияния река носит название Сапта-Коси. Держитесь ближе к
левому берегу после выхода реки на равнину, приставать лучше сразу после
впадения   в  ирригационный канал. Здесь можно   нанять   доисторический
"лендровер", на котором за $15 можно вернуться обратно в Дхаран.
 
     Лучшие карты реки - это H.M.G. Central Cervice Maps, районы Тэплджунг и
Дханкута, масштаб 1:125000. Также было бы неплохо иметь с собой более общую
топографическую карту на весь Восточный Непал; хотя бы для того, чтобы
попытаться узнать видимые далекие вершины, включая Макалу и Канченджангу.
 
Описание
 
     Добхан - Кабелли Кхола (11 км) - Мулгат (77 км) - Сун- Коси (22 км) -
Шатра (10 км).
     Гудмунд Хост, который прошел реку в 1987 году, описывает участок выше
Добхана как "значительно более серьезный, с непрерывно идущими порогами. В
Милтунге за сложным порогом класса 6 следует довольно неприятный водопад,
и после более спокойного участка (1 км) чуть выше подвесного моста в Тумма
идут еще три порога классов 6, один из которых, вероятно, непроходим. От
Тумма до Добхана идет очень продолжительный участок категории 5+; ближе к
Добхану уклон реки постепенно уменьшается". (Гудмунд оценил пороги ниже
Добхана как категорию 5).
     Добхан - это небольшая деревня с процветающим базаром, расположенная в
месте впадения Сива Кхола в Тамур. Практически без "разминки" вы попадаете в
пороги 5 категории; и следующие несколько часов без передышки продолжается
сплав 4-5 категории.
     В 5 км от Добхана идут два более крупных порога. В 7 км реку пересекает
мост, а еще через 4 км слева впадает приток - Кабелли, который увеличивает
расход примерно на 1/4. Второй порог после слияния (1 км ниже по течению)
находится на левом повороте. Он имеет категорию 5+ и может представлять
сложность для катамаранов.
     Через два порога на протяжении 3 км расположен мост, еще через 7
порогов и 7 км - еще один мост, не обозначенный на официальных картах. В
трех километрах ниже находится длинный порог с крупными валунами в начале и
валами, напоминающими о серфинге. Далее пороги продолжаются с частотой
примерно один на километр, но уклон реки падает на следующих нескольких км,
до Хинван Кхола.
     Долина немного расширяется, по берегам появляется лес, песчаные пляжи и
деревни. Река имеет характерную особенность: после очередного поворота русло
расширяется, и   стоит   вам   подумать: "Ну,   кажется,   можно   немного
расслабиться", - и тут за следующим поворотом вы влетаете в хороший порог 5
категории.
     Вскоре после Нава Кхола идет длинный мощный порог класса 5, за ним -
несколько более мелких порогов; затем уклон падает на следующих 5 км; здесь,
на гладкой воде, желающих перевозят с одного берега на другой на долбленой
лодке. Спокойный участок продолжается и после впадения притока Телия Кхола
справа и Чхарува Кхола - слева. ( Отметим, что все эти притоки имеют
дождевое питание и в сухое время года практически пересыхают). В этом месте
долина имеет ширину около 1 км; в русле реки встречаются галечные отмели, а
по берегам на заливных лугах пасется скот.
     Сразу после слияния идет мощный порог 5 категории. В 2 км
ниже по течению находится еще одна переправа; а еще через 1 км слева по
течению появляется скальный отвес, "прижимающий" реку к правой стороне
долины. Начиная с этого места, уклон реки опять увеличивается, и пороги
становятся более сложными и продолжительными.
     На протяжении следующих 7 км расположены около 9 порогов с валами и
бурунами. Затем слева впадает небольшой приток (Ками Кхола), а справа видны
следы значительного оползня. Это означает, что следующим идет порог пол
названием "Дон МакКекни", категории 6-, который мы рекомендуем идти после
просмотра. Далее следуют еще три больших порога, за которыми виден подвесной
мост в Мулгате. Будьте внимательны: вскоре предстоит еще один сложный порог,
который мы назвали "Дикая Собака", с замечательным водоворотом в конце,
который ожидает желающих им насладиться.
     Дальше идут многочисленные пороги класса 5, один за другим,
за автомобильным мостом и следующие 9 км до подвесного моста в Чимраха -
всего около 25 порогов - мы сбились со счета! После всего этого мы
почувствовали, что нам необходим отдых, и нашли прекрасную тихую стоянку на
правом берегу в 1-2 км после моста.
     Мы были рады, что остановились именно там, потому что первым делом на
следующее утро нам пришлось преодолеть два больших порога класса 5+, а за
ними шла непрерывная "чехарда" порогов - около десяти на следующих 3 км.
Последние два из них были не сложнее 4 категории, что совпадало с
расширением долины и выходом реки на равнину. Однако, пейзаж оказался
обманчивым: следующий порог выглядел несложным, хотя и мощным; но за
невинными на вид валами пряталась жуткая воронка на выходе, которая вполне
"тянула" на категорию 5+ (наш друг Билл попробовал ее на себе и имел
интересный "самосплав"; он согласился с нашей оценкой категории и добавил
полезную информацию - этот порог 34-й по счету после автомобильного моста).
Следующий километр отмечен шестью более простыми порогами класса 5; за ними
идут 4 порога 4+. На крутом левом повороте расположен порог класса 6- "Удар
Ниже Пояса", который мы благополучно преодолели после просмотра. За ним
следует короткое, но внушительное узкое ущелье с отвесными скальными
стенками - живописное завершение прекрасной реки.
     В конце ущелья расположен подвесной мост, затем - слияние с Сун-Коси и
тропа до Трибени. Если вы не торопитесь, можете сделать небольшую остановку
и пройти десять минут вверх по течению - там, у слияния с рекой Арун,
находится храм. Кроме того, это одно из немногих мест в мире, где сливаются
три крупные реки.
 
     Образованная тремя реками Сапта Коси, питаемая еще семью притоками,
течет по Индийской Равнине, впадая в конце концов в Ганг. Здесь все еще
сильное течение и несколько небольших порогов; в 5-ти км, в месте слияния с
Кохала Кхола находится большой комплекс храмовых строений. Еще через
несколько км ущелье кончаетя, и перед вами открывается Великая долина Ганга
- завораживающе плоская равнина. Держитесь левого берега; окончание сплава -
сразу после впадения реки в ирригационный канал в Чатре.

Туры

Для бронирования
нажмите на дату тура
Вид и название тураСтоимость, руб.Кол-во днейДаты начала тура
Водные туры - сплавы по рекам
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Пеше-водные туры
Экспедиция на реку Тамур в Непале! 57 800 15 Прошли
Новости
компании
27 марта 2018
Сравнительная характеристика сплава на майские праздники в Карелии и на Кавказе

На нашем сайте вышла статья Рогачева Евгения "Сравнительная характеристика сплава на майские праздники в Карелии и на Кавказе"
 

Полный текст статьи: expertriver.ru/sights/kavkaz-karelia_may.html

08 марта 2018
Дорогие, милые девушки, поздравляем Вас с праздником 8 марта!
Дорогие, милые девушки! Поздравляем Вас с праздником 8 марта! Счастья Вам, любви, душевного тепла и весеннего настроения!
23 февр. 2018
Всех мужчин поздравляем с праздником 23 февраля!
Будьте всегда смелыми, мужественными, справедливыми, спокойными и рассудительными каждый на своем рубеже! Ура!
29 дек. 2017
Итоги 2017 года от генерального директора Expert River
Дорогие друзья! От всей души поздравляем Вас с Наступающим Новым Годом! Мы очень рады с каждым годом видеть прогрессирующих от маршрута к маршруту туристов, а также очень рады видеть новых людей в нашей большой команде! Вот и еще один год позади. И надо признать, что этот год был крайне позитивным и удачным! В конце года, я как обычно подвожу итоги и рассказываю о самом интересном, что было на наших маршрутах!
18 дек. 2017
Expert River дарит новогодние скидки на сплавные туры!
Друзья, две недели до Нового 2018 года! А у нас уже новогоднее настроение, и мы хотим вас радовать и дарить подарки! Посему, ловите скидки на наши сплавные туры! Обратите внимание, что цены на странице маршрутов, участвующих в акции, указаны без учета скидки.