водный поход
Эл. почта
Пароль

Рассказ-дневник о туре "Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды"

Девятое февраля. Пять утра. Аэропорт Энтеббе. Восемь отважных российских ребят и девчонок: Евгений «Адмирал» и Лена Х., Наташа и Лена К., Вова, Коля, Андрей и я прилетели в Уганду. Впереди нас ждали 12 интереснейших и, одновременно, познавательных дней, наполненных драйвом и весельем! В путь!

Уганда: 1-й день

Первый день поездки получился очень длинным: мы с братом прибыли в Энтеббе в половине пятого утра, а лечь спать удалось лишь в начале одиннадцатого вечера. Но обо всём по порядку.
Первое, что нас удивило, было то, что наш рейс из Стамбула в Энтеббе неожиданно совершил промежуточную посадку в г. Кигали, Руанда, постоял там полчаса, дозаправился и полетел дальше. Примерно половина пассажиров во время этой стоянки сменилась, так что создалось полное ощущение того, что ты не летишь, а едешь на маршрутке.
Уганда встретила нас плотным и вязким от влажности воздухом, хоть утром было не особо жарко - около +21. На выходе из аэропорта собралась вся команда: Женя, две Лены, Наташа, Николай, Вова и мы с Андреем. Так получилось, что добиралась команда двумя рейсами, но все прибыли на место с разницей не более часа.
Тут нас ждал первый аттракцион: команде из 8 человек + встречающему нас человеку (лучшему каякеру России - Андрею Пестереву) + местному помощнику предстояло погрузиться со всеми вещами в не особо большой микроавтобус. Но "в тесноте да не в обиде" - уместились да поехали. Спустя три часа мы прибыли к месту нашей основной стоянки - кемпингу Eden Rocks в деревне Буджагали, где нас поселили в шикарных и очень живописных домиках-бунгало.
Света и воды, как это часто бывает в Уганде, не было... Спустя час, когда вещи были разобраны, а народ пришел в чувство, начался стапель - сбор катамаранов, подготовка оборудования и, конечно же, подготовка моральная.
Далее был долгожданный завтрак на веранде с прекрасным видом на реку, который плавно перерос в обед. Закончив трапезу, мы вернулись в лагерь, собрали оборудование и направились на тренировку на ровной воде. Нил – величественная и живописная река – встретил нас теплой водичкой и еле заметным течением. В программе была отработка гребков, маневров, а также учебные "кили" - перевороты катамаранов вверх тормашками с дальнейшим возвращением на "ровный киль", то есть, в исходное положение. Последнее упражнение мне очень не понравилось: не очень приятно оказываться в воде в полной амуниции, особенно когда на тебя сверху падает здоровый мужик. К тому же вылезти из воды обратно на борт оказалось задачей нетривиальной и весьма трудоемкой. Местное население под дружный хохот с удовольствием наблюдало за нами.
После тренировки мы вернулись в лагерь и, часок передохнув, направились во второй по величине город страны – Джинджу. В качестве транспорта мы использовали самое распространенное местное такси: бода-бода – мотоцикл, на котором ты едешь пассажиром. Ощущения смешанные: с одной стороны кайф, но с другой – опасность, ветер в лицо и пыль с песком в глаза.
Хоть за прошедшие 20 с лишним лет страна сильно изменилась, город произвел тоскливое впечатление. Обшарпанные здания, грязные, заваленные мусором улицы, древняя, чадящая техника, стихийные развалы, где можно купить фрукты, орехи и любую мелочёвку, уличные торговцы блинами (чапатти), чебуреками, которые тут же и готовятся на угле.
Вечером был ужин в одном из самых дорогих и пафосных ресторанов города, где ужин стоит (о кошмар!) целых 15 долларов на персону. Кормили вкусно, но ждать пришлось долго. В Уганде вообще всё происходит не быстро: местное население никогда никуда не спешит, ибо некуда, да и незачем.
К 10 вечера мы - уставшие, но очень довольные – вернулись домой, доползли до кроватей и отключились.
Первой же ночью мы познакомились с особенностью местной фауны, которая создает сильный шумовой эффект - гоготание птиц, скрежет летучих мышей, цепляющихся под крышей, шуршание мышей, шмыгающих по комнате и жующих неубранную по неосторожности еду. Но спалось сладко :)

Уганда: 2-й день

Второй день начался прекрасно: яркое солнце, легкий прохладный ветерок и бодрящая вода бассейна задали позитивный настрой на весь день. Короткий завтрак из омлета, «сосисок без мяса» (как нам сказал Андрей П.) и фруктов, довольно-таки длительные сборы, и, наконец, мы на пути к первым испытаниям. Заброска к началу сплава, как и возращение с него после окончания дневного маршрута, производилось на машине: катамараны крепились к багажнику микроавтобуса, а снаряжение (спасательные жилеты, каски, фото- и видеотехника) занимало целый ряд сидений.

Прибыв к месту заброски, мы подкачали катамараны, проверили снаряжение, спустились на реку и начали сплав. Теплая вода, солнце, красивые птицы и живописные пейзажи - идеально комфортные условия для водного туризма! И вот первое препятствие – порог Overtime с общим перепадом в 6 метров с поворотом в 90 градусов по центру! Бурный поток воды, бьющейся о камни! Рёв водопада, не вселяющий надежды на успех мероприятия! Но есть цель, и есть желание! Просмотрели, собрались с духом, заход, спад, меня чуть не выкинуло с борта, сил правильно зайти на струю в повороте нам не хватает, и катамаран "садится" на скалу, за которой следует двухметровый обрыв. Наш Адмирал и мой брат прикладывают максимум усилий и стаскивают нас с мели. Усилие, еще усилие, мы возвращаемся на струю и благополучно завершаем прохождение порога.
Вскоре мы приближаемся ко второму порогу – Retrospect. После Overtime этот порог уже не казался страшным, а даже наоборот: небольшой перекат и барашки – чистое удовольствие от легкой тряски и быстрого течения. Третий порог – Bubugo falls – чуть серьезнее второго, но значительно всё же значительно проще первого.
Далее последовала полуторачасовая практика гребли по ровной воде к месту выброски в районе порога Itanda. Этот порог просто грандиозен! Большой слив, гигантские перекаты и бочки! Общий перепад воды – сумасшедшие 15 метров! Место, где отлично понимаешь и наглядно видишь, что такое мощь стихии! Поэтому было крайне важно правильно причалить рядом с ним, буквально в десяти метрах от начала первой ступени порога, ведь пройти такой порог без просмотра просто нереально.

После перекуса и сборов мы потратили некоторое время на разборки с местными, незаконно требовавшими плату за выезд. Всё дело в том, что территория, куда мы прибыли, частная. Как и в России, в Уганде запрещено ограничивать доступ к водоёмам. Но собственник, не взирая на законы, установил на единственной подъездной дороге шлагбаум… Нам таки пришлось заплатить, поскольку вызов полиции в любом случае стоил бы примерно те же деньги, ибо коррупция в Уганде на уровне куда выше российского.

Вечером мы собрались на полюбившейся нам веранде кемпинга Nile Explorers, расположенного по соседству с нашим, делились первыми впечатлениями о сплаве и любовались багровым заревом заката.

Уганда: 3-й день (часть 1)

Третий день начался со ставшего уже традиционным завтрака, зато собрались мы быстро. Сегодня нам предстоял куда более сложный сплавной участок, чем накануне: впереди сложнейший порог – Kalagala. К тому же день с самого утра обещал быть жарким: обжигающее солнце, синее безоблачное небо и практически полное отсутствие ветра.
Первым порогом на пути был уже знакомый нам по предыдущему дню Bubugo falls, который не доставил нам никаких неприятностей. Затем был длинный плёс. Но даже гребля по ровной воде доставляла удовольствие: Великий Нил даёт возможность плыть одни и те же участки совершенно по-разному – большое количество небольших островков с витиеватыми протоками каждый раз оставляют всё новые и новые впечатления.

И вот, мы подошли к порогу Kalagala. Его мощь вселяет страх в сердца! Несколько небольших проток сливаются в единый мощный поток, который с оглушающим рёвом обрушивается вниз на пять-шесть метров. Колоссальный напор этого водопада создает внизу гигантскую бочку, переходящую в бесчисленные валы и барашки на протяжении следующих трехсот метров. Мне даже не верилось, что это такое можно пройти на катамаране... И, что логично, инструкторский состав не разрешил мне его проходить ввиду недостаточного опыта…. Поэтому мы обнесли по суше один катамаран и все вещи, и с замиранием сердца ждали, когда самые опытные участники нашей команды – Женя, Вова, Коля и Андрей – будут проходить через этот ад. И вот этот момент настал! Катамаран на бешеной скорости несется в сторону водопада, короткий полёт, и судно полностью уходит под воду на несколько секунд, показавшихся наблюдающей с берега части команды целой вечностью! Катамаран выныривает из-под бурлящей воды боком и переворачивается! Женя, Коля и Вова сразу оказываются в периметре, а Андрей – за бортом. В таком режиме ребята проходят еще несколько валов и перекатов, и лишь потом ставят судно на ровный киль! Порог пройден!

Далее было еще несколько небольших порогов - Vengeance, Hair of the dog, Kulu Shaker, которые мы проходили с ходу и с большим удовольствием. Конечной точкой на этот день был остров Стива Фишера - одного из лучших каякеров в мире. Остров красив до невозможности! Понять, что он обитаем, глядя на него со стороны, просто невозможно: густые заросли со всех сторон скрывают от любопытных взоров строения, ухоженный газон и сад!

Уганда: 3-й день (часть 2)

Мы причалили, собрали нашу экипировку и снаряжение, коротко перекусили, а затем направились на лодке к месту очередного ночлега – деревню Накато. Этот населенный пункт располагается на самом берегу Нила, но его никак нельзя назвать туристическим местом: это самая обычная угандийская деревня! Дома построенные из дерева и красной глины, единственная грунтовка, ведущая через всю деревню, бесчисленное количество детей, вопящих от восторга при виде собственной фотографии, поля, на которых выращивают сладкий картофель, кукурузу и кофе, банановые заросли, растущие на задворках – всё это представлено здесь в полном объеме! Возможность остановиться в этом месте у нас была только благодаря нашим товарищам, организовавшим поездку: они снимают у местных один дом, в котором живут, чтобы быть ближе к месту тренировок на каяках. Сей дом за это теперь называется Kayak house.

Надо отметить, что жители деревни очень дружелюбны и ненавязчивы.
Пока мы обустроились, пришло время ужина. Но поскольку угандийцы, как я уже говорил, никогда и никуда не спешат, наш ужин запаздывал, и мы решили попробовать плод хлебного дерева, более известного в мире как Jack-fruit. Чтобы правильно почистить это чудо природы требуется особый навык: между съедобными участками плода всё заполнено клейковиной, очень напоминающей по свойствам эпоксидный клей. Фрукт оказался сладким на вкус и похожим по консистенции на жвачку.

И вот, мы дождались ужина. Он был представлен традиционными угандийскими блюдами: чапатти, матоки, поше, сладкий картофель, вареные курица и рыба.
Чапатти - это лепешки, сделанные из теста, замешанного из муки и воды - других ингредиентов нет. По вкусу напоминает чебуреки. Является основой местного фастфуда - в эти лепешки заворачивают и бананы с медом, и яичницу, то есть возможная начинка ограничена только фантазией.

Матоки - пюре из вареных зеленых бананов, напоминающее по вкусу картофельное, но со специфическим привкусом.

Поше - еда всей Африки: её потребляют во всех странах континента, за исключением, пожалуй, арабских стран. Поше представляет собой очень крутую кукурузную кашу, напоминающую мамалыгу. Поскольку она очень сухая, обычно едят с овощным или куриным бульоном или же с арахисовым соусом. В Африке, естественно, большей популярностью пользуются овощной бульон и арахисовый соус.
Вареная курица была необыкновенно вкусной, хоть мяса в ней было немного. Похоже, именно в этом выражается разница между натуральной продукцией и напичканными химикатами продуктами из наших магазинов... Бульон тоже был очень насыщенным и вкусным. Рыбка оказалась тоже очень даже очень.

А ночью мыши создавали особый антураж, тихо шурша в куче сухих пальмовых листьев.

Уганда: 4-й день

Проснулся я рано, где-то в начале седьмого. Прохладно. Накато накрыло плотным, густым туманом. В лунном свете всё вокруг выглядело окрашенным в оттенки синего и лишь листья пальм отливали серебром. Тишина, изредка нарушаемая петухами. Деревня спала.
И вот ближе к семи утра началось движение: первые прохожие, не торопясь идущие по своим делам, женщины, начавшие мести вокруг домов и разжигающие уголь в печках, игривый щенок, попытавшийся съесть часть моего ботинка.
К половине девятого вся наша группа уже бодрствовала. Мы ждали завтрак, который, конечно же, запаздывал. К одиннадцати часам мы всё же удалось поесть и собраться. Затем мы отправились обратно на остров Фишера.
Сплавной день начался бодро: от первого порога - Nile Special - нас отделяли какие-то 500-600 метров. Порог состоит из нескольких больших волн, три из которых имеют собственные названия: собственно Nile Special, Bell и Club. При правильном заходе ничего сложного в этомпороге нет. Названия волнам были даны каякерами в честь местного пива: Nile Special - крепкое, но мягкое, Bell - горький лагер, Club - мягкое, бархатное пиво. Пройдя порог, мы наблюдали за вереницей рафтов, по очереди в него входящих. Два из трёх рафтов весело перевернулись на третьей волне и лишь один смог пройти его нормально. Затем было принято решение "покататься на пороге", то есть, пройдя его, мы сразу сворачивали в улово (прибрежную зону со спокойной водой), обносили катамараны вверх по течению, и проходили порог по новой. Сначала мы пытались выйти на волну прямо из улова, но течение было столь мощным, что нас мгновенно скидывало назад. С третьей попытки нам-таки удалось оседлать волну, что привело в восторг всю нашу команду! Еще, в порядке тренировки, я попробовал пройти этот порог самосплавом, то есть не на катамаране, а просто вплавь. Для того, чтобы оказаться на нужной траектории пришлось очень активно грести против течения, в противном случае был шанс серьёзно побиться о прибрежные скалы... И вот, потратив уйму сил, ты оказываешься в быстрой струе несущей тебя на валы. Удар! Еще удар! Течение несёт и крутит тебя во все стороны, затягивает под воду и выплёвывает оттуда! Глаза залиты, ориентация в пространстве потеряна, через раз вместо глотка воздуха заглатываешь воду! И вот оно – спасительное улово! Что есть мочи пытаешься грести туда, но течение беспощадно относит всё дальше и дальше... И только вовремя подоспевший каякер берет тебя на буксир и вытягивает в спокойную воду, где уже можно выбраться самому...
Затем последовал сорокаминутный проход по озеру до порога Malalu. Жгучее солнце и встречный ветер, усталость после обкатки Nile special и легкий голод не способствовали активной гребле. Но вот мы у цели! Впереди довольно-таки большая "бочка", продолжающаяся бурным потокам. Усилие, еще, еще и еще! Порог пройден! И снова мы уходим в улово, чтобы попробовать оседлать и эту волну! Подготовились, отвязали и сгрузили на берег все вещи, и начали продумывать варианты по сёрфу. Сразу стало понятно, что вероятность переворота в этом месте практически стопроцентная... Несколько человек сразу отказались участвовать в этой авантюре, а я... Интерес задвинул страх на второй план. Садимся на катамаран, набираем скорость, заходим носом в бочку. Поток "подкусывает" правый борт и молниеносно смывает Лену К. с борта. Судно переворачивается, но я это понимаю только через полторы секунды, сидя в упорах под водой. Выныриваю, помогаю Андрею прицепиться к катамарану. Вдвоем мы ставим его на ровный киль и гребем обратно. Адмирал и Лена к этому моменту уже выбрались на берег.
Вернувшись на исходную позицию, мы выясняем, что на втором катамаране не хватает одного добровольца для повторения этой экзекуции. Секундное сомнение и я снова на борту. Вторая попытка получилась более удачной! Нам всё же удалось оседлать волну и продержаться на ней несколько мгновений. Одна ошибка и нас вновь перевернуло, но в этот раз всё было намного мягче и проще: вся команда оказалась рядом с катамараном, мы быстро забрались, перевернули кат и вернулись в улово.
На этом было решено закончить водную часть дня. Спустя несколько минут мы уже были на берегу, где нас заботливо ждал Андрей П. с машиной.
Дорога домой пролегала по иссушенным просёлочным грунтовкам, поэтому спустя полтора часа пути мы все покрылись толстым слоем оранжевой пыли... Каким же блаженством после этого было холодное пиво и прохладный бассейн передать словами сложно!

Уганда: 5-й день

И вновь я проснулся первым и, наслаждаясь приятной прохладой, отправился на утренний променад по окрестностям. Купил на завтрак всей группе чапатти, чем приятно удивил участников путешествия. Это был первый «сухопутный» день, и планы были грандиозные!
Сначала мы совершили двухчасовой пробег на квадроциклах по пересеченной местности. Это была потрясающая поездка! На маршруте мы проезжали через окрестные деревни, катались по дорогам, размытым настолько, что даже на этих минивездеходах был шанс опрокинуться, штурмовали спуски и подъемы с уклоном в 50 градусов. Довольные собой и прогулкой, мы вернулись на базу. Несмотря на любезно предоставленные защитные комбинезоны, очки, шлемы и в сапоги, одежда и кожа были словно выкрашены хной! Отмыться было отнюдь непросто, но полученное удовольствие однозначно того стоило!
Немного передохнув и освежившись, мы направились вглубь деревни, чтобы посмотреть на местную школу и больницу. Надо сказать, что увиденное нас сильно удивило: всё напоминало какую-то потёмкинскую деревню... Всё чистенько, красивенько, аккуратненько... В общем, полный антипод имеющимся стереотипам. Как потом выяснилось, посещенная нами школа является штаб-квартирой волонтёрской организации Soft Power Education, работающей за счет благотворительности и занимающейся развитием детского образования в Африке.
Больница тоже оказалась вполне себе приличной: с отдельным кабинетом для осмотра, неплохо оснащенной лабораторией и несколькими палатами. Со слов нашего гида, это самая обычная больница Уганды, и таких на самом деле в стране много, но всё равно недостаточно...
Затем, справив трапезу, мы направились к причалу, где нас ждало небольшое судно, на котором предстоял круиз по вечернему Нилу. Это мероприятие плавно превратилось в вечеринку на борту с барбекю и коктейлями. Солнце плавно клонилось к горизонту, превращаясь в огромный огненный шар, заливающий алым светом всю округу.
Вернувшись на берег, мы продолжили вечеринку в местном баре. Гуляли весело и задорно, так что вернуться домой удалось лишь во втором часу ночи.

Уганда: 6-й день

На шестой день нам предстояло заново пройти практически весь маршрут. Мы стартовали от Bubugo falls, а конечной точкой маршрута был кемпинг Hairy Lemon, расположенный на крупном острове неподалеку от Nile Special. Мы уверенно проходили пороги и плёсы, а единственным незнакомым нам препятствием был лишь порог Itanda. Учитывая его мощь и размер, а также тот факт, что на катамаранах его в принципе проходили лишь один раз, было принято решение обнести по суше большую часть порога и пройти только нижнюю его ступень. С этим, естественно, мы благополучно справились. На Nile Special мы также решили не рисковать нашими вещами, поэтому проходили его аккуратно, хотя попытка засерфить пару волн всё же была предпринята.

Прибыв в кемпинг мы разбили лагерь: поставили палатки, разложили вещи, поели.
Остаток дня был полностью посвящен отдыху, а инфраструктура кемпинга этому способствовала: живописный остров с подстриженными газонами, деревья и пальмы со снующими по ним мартышками, несколько удобнейших беседок с креслами, диванами и лежаками и общая атмосфера спокойствия и умиротворенности.

После ужина все обитатели кемпинга собрались в баре, чтобы отдохнуть и охладиться после жаркого дня. Тихие посиделки узкими компаниями плавно перетекли во всеобщую вечеринку: все пили, танцевали, шутили и, в целом, развлекались всеми доступными способами. Коронным напитком вечера стала Zappa – южноафриканский аналог самбуки. Технология его употребления в кемпинге – Bujagali sunset – уникальна, и её не используют больше нигде: пьющий смачивает руку напитком, поджигает то, что осталось на ней, затем резким движением сбрасывает огонь с руки в бокал и, уже горящий кубок, прилепляет к собственному телу. Стакан сильно присасывается к коже, пьющий с усилием его отрывает, залпом пьет и ставит вверх дном на трубочку, через которую потом втягивает оставшиеся пары. При этом на теле остается отчётливый красный круг, что и дало название «коктейлю». И лишь сперва вся эта процедура вызывается сомнения, но после пары попыток уже можно войти во вкус ;)

Уганда: 7-й день

Утром был уже привычный для этих мест туман. Обезьяны прыгали по веткам, создавая особенный антураж. Впереди был последний сплавной день.

В планах – только катание на пороге Nile Special, поскольку требовалось еще время на разборку и просушку катамаранов. Позавтракали, собрались и погребли по уловам вверх по течению. Надо сказать, что река сильно изменилась с вечера: уровень воды упал на 60-70 сантиметров, структура течения стала совсем иной. Но это лишь раззадорило нас! Покатушки получились весёлыми! В первом заходе со второго катамарана смыло Вову! Все оставшиеся на борту приложили максимум усилий, чтобы не перевернуться, и им это удалось!

Мы совершили по несколько заходов, и, вдоволь накатавшись, пошли в порог в последний раз. И тут нам удалось оседлать волну, задержаться на ней, и, опьяненные эйфорией от успеха, мы потеряли контроль над судном! Катамаран вошел в очередную волну боком! Мы гребли, что есть мочи, но волна оказалась сильнее: катамаран перевернулся, вышвырнув нас в бурный поток! И это стало по-настоящему ярким завершающим аккордом водной части путешествия!

В начале первого мы вернулись в лагерь, начиналось самое жаркое время. Девочки совершили трудовой подвиг, самостоятельно разобрав катамараны и разложив их сушиться. Теперь оставалось лишь дождаться, пока наши суда просохнут, и упаковать их до начала сумерек, пока не выпала роса.

Последовавший обед плавно перерос во всеобщую сиесту. Какая-либо физическая нагрузка казалась просто невозможной: безжалостно палящее солнце, близость воды и практически абсолютный штиль превратили остров в одну большую сауну. Пережидая жару, все проводили время на свое усмотрение: кто-то дремал в гамаке, другие – пили холодное пиво и неспешно перемещались по кемпингу в поисках хороших кадров. Женя устроил девочкам небольшой мастер-класс по каякингу: Наташа, Лена К. и Лена Х. постигали азы этого искусства, поочередно сидя в лодке, и пытаясь выполнить основные элементы. Наибольшего успеха добилась Лена К., которой удалось даже выполнить переворот с последующим возвращением на ровный киль «винтом», а это совсем непросто.

Когда жара немного спала, мужской коллектив нашей группы упаковал катамараны, а затем мы скромно отметили окончание сплавной части маршрута и разошлись по палаткам – ранним утром нам предстояло направиться в район кратерных озёр. Ожидался самый длинный переезд за путешествие, поэтому долгие посиделки в планы не входили.

Уганда: 8, 9-й день

Как и было оговорено с вечера, утром все проснулись очень рано и быстро собрались. Короткий завтрак, и в путь – навстречу саванне и диким животным! Шесть дней мы колесили по африканским просторам, а за окнами нашего микроавтобуса стремительно менялись пейзажи: поля, банановые рощицы, чайные плантации, холмы и горы, выжженная саванна и зеленеющие луга. Мы дважды пересекли экватор, побывали в районе кратерных озёр и национальных парках Queen Elizabeth и Lake Mburu, останавливались на ночевки в интереснейших и необыкновенно красивых местах! Возможность наблюдать диких животных в непосредственной близости, а иногда и ночевать с ними бок о бок, создавала неповторимые ощущения и эмоции!

Сначала наш путь лежал через г. Кампала – столицу Уганды – в район кратерных озёр. Дорога была долгой – мы ехали около десяти часов с короткими остановками на обед и у придорожных рынков. На подъезде к месту очередной ночёвки – кемпингу Nkuruba Lake – мы заехали в маленький городишко Fort Portal, который поразил всю группу своей аккуратностью, ухоженностью и чистотой!

По прибытию в кемпинг нас расселили в очень симпатичных и уютных домиках с деревянными ставнями и соломенными крышами, на которые иногда спускались обезьяны со стоящих рядом деревьев. Кемпинг, как можно догадаться, находится на берегу кратерного озера Nkuruba. За вечер и утро я насчитал три вида обезьян, по сути, живущих на территории лагеря, и даже увидел небольшой обезьяний детский сад.

На следующий день мы отправились на трёхчасовой треккинг вокруг кратерных озёр. Помимо самих озёр – красивых, древних (ориентировочно возраст озёр равен 14 миллионам лет) и глубоких (до 70 метров в глубину) – мы также увидели, как и чем живёт местное население, расспросили гида об образе жизни этих людей, их занятиях.

Были спуски и подъемы, проходы через пальмовые заросли и вдоль полей. В одном месте мы услышали довольно-таки резкий, очень насыщенный запах вареного риса. Прямо посреди поля. И ни души вокруг. Сложно передать наше удивление, когда гид поведал нам, что такой запах издают змеи, когда меняют кожу! Но он поспешил успокоить нас тем, что вряд ли змея где-то рядом, поскольку этот запах обычно разносится очень далеко. Коронным местом треккинга стал водопад, к которому вел резкий спуск метров на 40 вниз. Треккинг завершился обедом в доме гида, состоящим из уже знакомой нам местной пищи.

Затем мы направились в национальный парк Queen Elizabeth на вечернее сафари. По пути в заповедник мы ожидаемо пересекли экватор и въехали в Южное полушарие. Надежды увидеть каких-либо животных, кроме антилоп, буйволов и бородавочников было немного. Но хоть времени до заката оставалось немного, удача улыбнулась нам – мы встретили львицу.

Солнце стремительно клонилось к горизонту, а мы – к очередному кемпингу.

Уганда: 10, 11-й день

Пожалуй, кемпинг Bush Lodge, в котором мы провели две ночи, был самым «экстремальным» местом нашего ночного отдыха. Его особые черты мы стали замечать еще на пути туда. Вдоль дороги на деверьях висели странного вида синие пакеты с сеточками. Как оказалось, так выглядят уличные ловушки на мух це-це. Кстати, как мы потом узнали, отнюдь не все эти мухи являются носителями «сонной» болезни, а каждый единичный случай заболевания вызывает переполох у местного населения и властей.

Когда мы прибыли в лагерь, персонал провел вводный инструктаж: к воде не подходить, в темное время передвигаться минимум по два человека и с фонарями, а также специальная инструкция на тему «что делать, если ночью встретишь бегемота». Поскольку кемпинг расположен на берегу канала, в котором обитает много бегемотов и буйволов, то ночью эти животные вполне спокойно могут отходить от берега и ходить по лагерю. И, в целом, это не представляет особой опасности для туристов, потому что дикие животные нападают только тогда, когда их провоцируют на это. Наташа и Лена К. провели две бессонные ночи, ожидая, что вот-вот придёт бегемот. Но этого так и не случилось. Зато вместо бегемота пришёл буффало и некоторое время ходил вокруг их палатки.

Утром, когда мы вновь отправились на сафари в Queen Elizabeth, было-таки получено наглядное доказательство слов персонала – на выезде из кемпинга, не успели мы проехать и ста метров, дорогу нашему полноприводному микроавтобусу преградил неспешно бредущий бегемот!

Надо сказать, что удача и не думала ускользать от нас: в национальном парке нам вновь несказанно повезло! Андрей П. нанял в качестве сопровождающего гида рейнджера – смотрителя заповедника – который будто нутром чувствовал, куда надо ехать! Не прошло и часа, как рейнджер обнаружил целый прайд и разрешил водителю свернуть со специальной дороги прямо в поле и подъехать ко львам на расстояние в 10 метров, что, кстати, строго запрещено местными законами и карается большими штрафами! Как он сумел заметить больших кошек – загадка, ведь мы с трудом угадывали львиные силуэты в саванне, даже пристально глядя в бинокль.

Вдоволь накатавшись по саванне, мы направились к соляному озеру, а затем – в рыбацкую деревню. В последней мы обнаружили «самого логичного дикого зверя» – бородавочника, ушедшего из саванны в деревню и снующего по местной свалке. Действительно, в чём прелесть жизни в дикой природе, когда можно спокойно сожительствовать с людьми? Прямо у берега, рядом с лодками рыбаков паслось небольшое стадо бегемотов.

Затем был обед на живописной террасе с видом на канал.

Далее последовала прогулка на катере по каналу: с борта нашего судна мы наблюдали крокодилов, слонов, разнообразных птиц, увидели варана, ну и уже привычных бегемотов и буффало. Однако и тут приключения не обошли нас стороной! Буквально в пяти минутах от точки, после которой катер должен был возвращаться на базу, он заглох. Капитан тщетно пытался завести двигатель и, чтобы нас не сносило к берегу, кинул якорь. Только наша бдительность позволила ему не потерять этот самый якорь (ибо узлы надо вязать крепче)! На наше счастье другой корабль – большой двухпалубный катамаран – закончивший свою программу в это время возвращался на базу. Нас эвакуировали на него, а катер взяли на буксир. Стоит отдать должное сотрудникам этой катерной экскурсии, потому что приютивший наш борт развернулся, а его сотрудники завершили экскурсию там, где это изначально и должно было случиться.

Вернувшись на сушу, мы вновь отправились в дорогу. На пути из национального парка в кемпинг мы еще несколько раз встречали слонов, что приводило всех в восторг!

Уганда: день 12, 13-й день

По пути к месту последней ночевки сафари-тура, мы проездом были в г. Мбрара – родном городе президента Уганды Мусавени. На ночь остановились в кемпинге Rwakobo Rocks, расположенном на каменном утёсе. Гостевые домики и стационарные палатки для гостей кемпинга расположены на склонах, с которых открываются прекрасные виды на саванну национального парка Lake Mburu. Прибыв в кемпинг, мы первым делом отправились на велопрогулку по заповеднику. Кому-то повезло с велосипедом, кому-то не очень. Но, так или иначе, прогулка была интересной, а также стала неплохой встряской для организма. Во время катания по саванне мы видели зебр, коз, бородавочников, антилоп Импалу, зайцев и еще каких-то зверьков, которых я так толком рассмотреть и не смог, поскольку они слишком быстро скрывались в кустах. Говорят, что в Lake Mburu также водятся леопарды, но встретить так близко к лагерю практически невозможно. Зебры оказались на редкость пугливыми животными, даже более пугливыми, чем те же антилопы! Чтобы подобраться к ним хотя бы метров на 50, было нужно максимально тихо подъехать на велосипеде. Малейший шум, и полосатые лошадки мгновенно давали дёру. Но и мы не лыком шиты! Ребята – Женя, Вова и Андрей – гонялись за бедными животными по саванне, буквально вися у них на хвосте, задорно распевая небезызвестную песню из фильма «Неуловимые мстители» - «Погоня, погоня, погоня…» =)
На следующий день мы выехали в сторону столицы. Оказавшись в Кампале, группа направилась на сувенирный рынок, который произвел на меня несколько удручающее впечатление: 40 небольших торговых точек, торгующих не особо качественными кустарными изделиями. Порадовали только изделия из камня, вулканическая пемза да барабаны.

Закупив сувениры, мы отправились в один из самых дорогих ресторанов города на торжественный ужин, знаменующий окончание маршрута. Коронным блюдом вечера стало угощение группе от нашего гида-проводника-организатора Андрея Пестерева. Он заказал полуторакилограммовый запеченный хвост крокодила! Мясо рептилии странное на вкус: с одной стороны оно похоже на курицу, с другой – по структуре напоминает рыбу. Но все остались довольными! Было сказано немало хороших и приятных слов в сторону организаторов маршрута, к которым я с удовольствием присоединяюсь, мы много шутили и обсуждали увиденное.

И вот, уже в ночи настал момент трогательного прощания, расколовшего группу на две части: все уезжали в аэропорт, а мы с братом остались в Кампале еще один день, потраченный на поиск и посещение знакомых с детства мест.

Уганда – эпилог.

Поездка в «жемчужину Африки», как Уганду называют англичане, стала яркой вспышкой озарившей тусклую холодную зиму. Это было потрясающее приключение! Веселое, насыщенное и интересное! Оно стало зарядом тепла и позитива, бодрости и воодушевления, щедро разбавившего скучные серые будни. Здесь нам открылась Африка в её неудержимой красе, с присущей ей колоритом и разнообразием. Кому-то этот тур позволил по-новому взглянуть на «черный континент», кому-то – освежить воспоминания, но, так или иначе, все без исключения увезли с собой багаж эмоций и впечатлений, познания о новой для себя стране, местных жителях и их нравах, которые могли получить лишь здесь, в Уганде.

Борис Сергеев.

компании
29 дек. 2017
Итоги 2017 года от генерального директора Expert River
Дорогие друзья! От всей души поздравляем Вас с Наступающим Новым Годом! Мы очень рады с каждым годом видеть прогрессирующих от маршрута к маршруту туристов, а также очень рады видеть новых людей в нашей большой команде! Вот и еще один год позади. И надо признать, что этот год был крайне позитивным и удачным! В конце года, я как обычно подвожу итоги и рассказываю о самом интересном, что было на наших маршрутах!
18 дек. 2017
Expert River дарит новогодние скидки на сплавные туры!
Друзья, две недели до Нового 2018 года! А у нас уже новогоднее настроение, и мы хотим вас радовать и дарить подарки! Посему, ловите скидки на наши сплавные туры! Обратите внимание, что цены на странице маршрутов, участвующих в акции, указаны без учета скидки.
27 сент. 2017
С Днем Туризма!

27 сентября - Международный день туризма.
Поздравляем Вас, дорогие Друзья!
Желаем Вам легких дорог, интересных рек, новых горизонтов и невероятных приключений!
Путешествуйте, мечтайте, достигайте недостижимого!

06 сент. 2017
Sale! Sale! Sale! Массовая распродажа туров на зимний и летний сезоны 2017/2018!
ЕЖЕГОДНАЯ СКИДОЧНАЯ АКЦИЯ СТАРТОВАЛА!!!

Расписание маршрутов на следующий сезон готово! Как всегда у нас много "вкусняшек" для Вас!
Ну и как обычно, в сентябре, мы объявляем о глобальной распродаже туров на зимний и летний сезоны 2017/2018 годов!
04 авг. 2017
Компания ExpertRiver успешно провела маршрут 6 к.с. на Алтае по рекам Карагем - Аргут!
Это была великолепная эпичная 6-ка! Прошли по воде автономно более 200 км, сбросили по высоте почти 1500 м. Мощная вода, сильные пороги, великолепные пейзажи, отличная сильная группа!